Межличностные коммуникации

Результаты исследований позволяют утверждать, что коммуникация является основой любой организации. Что же такое «внутренние коммуникации»? Прежде чем рассмотреть сам термин «внутренние коммуникации», давайте обратимся к термину «коммуникация».

Сам термин «коммуникация» происходит из латинского языка (лат. communicatio от communicare – делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи). Походы к определению данного термина в современной коммуникативистике разнообразны.

Например, Ф. Шарков считает, что коммуникация – это общение, передача информации, специфическая форма взаимодействия людей в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи. А. Панфилова определяет коммуникацию как «специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания».

Коммуникация способна решать различные задачи: обмен информацией, достижение взаимопонимания и т.д. Подобная многофункциональность позволяет выделить следующие аспекты коммуникации: информационный, интерактивный, гносеологический (участники коммуникации – субъекты социокультурного познания), аксиологический (коммуникация отвечает за обмен ценностями и жизненными установками), нормативный (процесс социализации), семиотический и практический.

Таким образом, можно сказать, что коммуникация – это не просто передача информации с помощью определенной системы знаков. Это явление, отвечающее за социализацию личности, предполагающее эмоциональную, информативную составляющую. Участники процесса коммуникации взаимосвязаны. В процессе обмена информацией они обогащаются не только новыми знаниями, но и определенными ценностями, стереотипами, установками, навыками и умениями

Интересно
В научной литературе рассматривается множество различных взглядов на определение термина «внутренние коммуникации». Исследователи акцентируют свое внимание на разных функциях внутренних коммуникаций и, исходя из этого, предлагают свои подходы к определению.

Одна группа теоретиков обращает внимание, в первую очередь, на базовую функцию внутренних коммуникаций – организацию процессов по обмену информацией. Например, Я. Хола под внутренними коммуникациями понимает процесс передачи, обмена и получения информации, который должен базироваться на понимании и обратной связи.

Похожей точки зрения придерживаются К. Хилл и Дж. Бови: они определяют внутренние коммуникации «как обмен информацией и идеями внутри организации». Другие исследователи видят цель внутренних коммуникаций – в создании благоприятной атмосферы в организации. П. Аргенти утверждает, что «внутренние коммуникации, в своей сущности, о создании атмосферы уважения ко всем сотрудникам внутри организации».

Третьи исследователи рассматривают внутренние коммуникации как реализацию менеджерской функции. По словам Е. Шулец, внутренние коммуникации – это профессиональное управление взаимодействием между людьми, которые имеют отношение к той или иной организации.

Четвертые – рассматривают данный термин с точки зрения междисциплинарного подхода, указывая, что внутренние коммуникации появились на пересечении ряд дисциплин, поэтому они влияют на многие процессы не только в пределах компании, но и вовне. Х. Калла в своей работе вводит термин «интегрированные внутренние коммуникации». По мнению исследовательницы, внутренние коммуникации находятся на стыке четырех областей: бизнес-коммуникации, менеджмент коммуникации, корпоративные и организационные коммуникации.

В рамках бизнес-коммуникаций рассматривается необходимость развивать коммуникативные навыки всех сотрудников в организации. От качества взаимодействия зависит успешность бизнес-процессов в компании на разных стадиях и уровнях.

Менеджмент коммуникации фокусируется на развитии навыков общения у руководителей. Именно руководитель определяет, как будут организованы все процессы в компании, и именно он, в первую очередь, влияет на уровень корпоративной культуры.

Корпоративные коммуникации собой представляют совокупность внутренних и внешних коммуникаций, которые направлены на формирование лояльного отношения к организации со стороны различных целевых аудиторий – сотрудников, клиентов, партнеров, власти, инвесторов.

В рамках организационной коммуникации рассматривается влияние контекста, или окружающей среды, на компанию. Под влиянием изменений во внешнем мире в компаниях происходит структуризация информационных потоков, трансформируется стиль управления, сокращается количество уровней иерархии и т.д.

Таким образом, отметим, что существующие подходы к определению понятия «внутренние коммуникации» фокусируются на разных функциях, которые выполняет данное направление в компании. Одни исследователи рассматривают его с точки зрения базовой функции коммуникации как процесса – передачи информации и получения обратной связи. Другие исследователи рассматривают понятие «внутренние коммуникации» в рамках корпоративной культуры. Третьи – в рамках менеджмента.

Однако наиболее полным и актуальным, по мнению автора данной работы, является рассмотрение внутренних коммуникаций в рамках интегрированного подхода. Такой подход предполагает, внутренние коммуникации играют роль «мостика» между внешней и внутренней средой.

Интересно
С одной стороны, от них зависит то, каким образом компания будет позиционировать себя и продвигать свои продукты или услуги среди внешней аудитории. С другой стороны, то, каким образом компания взаимодействует со своей внешней средой, сказывается на характере коммуникаций внутри.

Таким образом, внутренняя среда влияет на внешнюю, а внешняя – оказывает прямое и самое непосредственное влияние на внутреннюю. Внутренние коммуникации рождаются на пересечении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)