Международные компании: сущность и характеристики

Одним из наиболее ярких проявлений современной глобализации являются международные корпорации. Несмотря на то, что и многие малые и средние предприятия занимаются международным бизнесом, многонациональные предприятия – главные агенты глобализации.

Они поддерживают и углубляют процессы интернационализации и являются одним из важнейших субъектов международной экономики. Корпорации напрямую влияют на новые тенденции в международном бизнесе, глобальную конкурентоспособность на рынках, а также на экономику целых государств.

Большинство корпораций, инвестируя и увеличивая свой оборот, превратились в экономических гигантов. Из-за своего размера и экономической мощи некоторые корпорации способны оказывать большее влияние, чем многие правительства, хотя источник их власти сильно отличается.

Транснациональной корпорацией рассматривается крупная фирма или объединение фирм разных стран, имеющие активы за рубежом и способные оказывать существенное влияние на какой-либо сектор мировой экономики.

Транснациональная корпорация осуществляет деловую активность в различных странах через образование в них филиалов и дочерних компаний, которые имеют относительно самостоятельные производства и организацию сбыта готовой продукции, НИР и осуществление услуг потребителям. Эти компании составляют единый крупный производственный комплекс.

Все филиалы и дочерние компании могут быть смешанными компаниями с преимущественно национальным участием страны базирования.

Действующие на мировом рынке фирмы называются еще «многонациональные фирмы» и «многонациональные корпорации».

Все три термина используются часто как синонимы. Однако к отличительным признакам многонациональных корпораций можно отнести наличие многонационального акционерного капитала и руководящего центра; присутствие в иностранных филиалах кадров, понимающих местные условия ведения бизнеса.

Границы между этими обозначениями международных компаний достаточно подвижны, возможен переход одной
формы в другую.

Можно резюмировать, что подавляющее большинство современных ТНК имеют четкое национальное «ядро»., а многонациональных фирм довольно мало. Как пример можно привести англо-голландские фирмы – нефтяной концерн «Royal Dutch Shell» и химический концерн «Unilever».

В экономических публикациях выделяют следующие основные качественные признаки ТНК:

  • значительную часть своей продукции фирма реализует на мировом рынке;
  • ее дочерние предприятия и филиалы расположены за пределами национальной экономики;
  • субъектная структура собственности представлена гражданами различных стран.

Наличия хотя бы одного из перечисленных признаков достаточно, чтобы фирма была отнесена к категории транснациональных корпораций.

Самым важным критерием считается первый признак. Абсолютным лидером по этому критерию является сейчас швейцарская фирма «Nestle», которая экспортирует более 98% своей продукции.

Отличительные черты современных международных компаний.

Большинство современных ТНК мало похожи на вертикально интегрированные корпорации прошлых лет, где, например, United Fruit напрямую владела своими банановыми плантациями и управляла ими, а Ford – своими заводами.

Сегодня ТНК работают над сложными «глобальными производственными сетями», координируя сеть взаимосвязанных компаний в разных местах посредством ошеломляющей комбинации субподряда, аутсорсинга, офшоринга, партнерских отношений, а также слияний и поглощений.

Интересно
ТНК играют значительную роль во всех аспектах жизни, фактически они играют важную роль и в национальной политике. Большинство многонациональных корпораций работают на философии, что у торговца нет национальности. В США максимальное количество ТНК.

Среди азиатских стран в Японии было наибольшее количество ТНК. Однако большинство предприятий и, в действительности, большинство отдельных управляющих остаются с корнями, твердо посаженными на определенных национальных почвах. Эти компании развивают международную деятельность, но по своей природе они являются национальной компанией.

Однако, например, большинство людей в Индии не знают, что Bata – канадская компания, Bayer – немецкая компания, Nestle – швейцарская компания и Cadbury – британская компания.

ТНК определяют экономику многих государств. Например, очти 75% от общего ВВП Южной Кореи приходится только на 5 ТНК Южной Кореи. В настоящее время насчитывается около 63 000 транснациональных корпораций, определенных как компании, занимающиеся международным производством, с более чем 690 000 иностранных филиалов

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)