Методы и приёмы обучения

Метод обучения (от греч. methodos — «путь, способ достижения цели») — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

Метод — понятие многомерное и многоаспектное. Каждый метод обучения обладает множеством свойств и признаков, вследствие чего существует достаточно много принципов их дифференциации.

Поэтому в педагогической науке нет единого подхода к выделению методов обучения

Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра.

Этот список можно продолжать.

В процессе обучения учитель использует различные методы: рассказ, работу с книгой, упражнение, демонстрацию, лабораторный метод.

При этом важно помнить, что ни один метод не является универсальным, т. е. отдельно взятый метод не даст необходимых результатов в полном объёме.

Хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании целого ряда методов, дополняющих друг друга.

Эффективность методов обучения в той или иной педагогической ситуации зависит от конкретных целей и задач обучения.

Важнейшей составляющей педагогической компетентности является умение учителя правильно выбирать и применять методы обучения.

Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов, среди которых:

  • цели образования, воспитания и развития учащихся;
  • особенности содержания изучаемого материала;
  • особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;
  • время, отводимое на изучение того или иного материала;
  • уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;
  • уровень педагогического мастерства учителя;
  • материально-технические условия обучения.

Методы обучения в практике работы реализуются с помощью приёмов и средства обучения, т. е. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определённых приёмов и средств.

Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения. Приём — это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов.

Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы:

  • чтение вслух;
  • составление плана текста;
  • заполнение таблицы по прочитанному материалу;
  • составление логической схемы прочитанного;
  • конспектирование;
  • подбор цитат.

Приём обучения можно рассматривать как отдельный шаг в практическом применении метода. Последовательность этих шагов в процессе реализации метода и приводит к цели обучения.

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае — составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае — конспектирование.

Один и тот же приём может входить в разные методы.

Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).

Методы обучения вырабатываются в опыте многих педагогов и совершенствуются десятилетиями. Многие из современных методов появились много веков назад.

Интересно
Например, рассказ и упражнение были известны уже в школах Древнего мира, а в Древней Греции Сократ усовершенствовал метод беседы и стал применять его для развития мышления и активизации познавательного интереса учеников.

В отличие от методов, приёмы могут создаваться в опыте отдельно взятого учителя, определяя уникальность его индивидуального педагогического стиля.

Методов сравнительно немного, приёмов же бесчисленное множество, поэтому приёмы очень сложно классифицировать и практически невозможно составить полный, исчерпывающий список всех дидактических приёмов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)