Методика выполнения письменных работ по гражданскому праву

Усвоение курса гражданского права как учебной дисциплины предполагает приобретение навыка использования полученных знаний в научном поиске и их самостоятельного применения для решения конкретных практических задач в сфере будущей профессиональной деятельности.

Студенты должны получить опыт разработки письменных аналитических текстов.

На решение указанных задач нацелено выполнение обучающимися гражданскому праву студентами различных письменных работ, в том числе контрольных, курсовых и дипломных работ, научных докладов, тезисов, эссе, рефератов и сообщений, отчетов о прохождении практики.

Такие виды учебной деятельности не только способствуют углублению и систематизации теоретических знаний, прививают студентам практические навыки работы с нормативными актами, материалами практики правоприменения, учебной и специальной научной литературой, но и выступают наряду с экзаменами и зачетами в качестве формы контроля над процессом обучения студентов, позволяя адекватно оценить степень подготовленности будущих юристов.

Письменная работа по гражданскому праву (вне зависимости от конкретной разновидности) является самостоятельной творческой работой по изучению одного или нескольких актуальных теоретических или практических вопросов цивилистики.

Такая работа призвана показать знания студента в исследуемой области, умение использовать эти знания для анализа законодательства и практики его применения, дать характеристику полученных студентом навыков научной работы и прикладных исследований.

Разумеется, перед студентом не ставится задача сформулировать принципиально новые, революционные для цивилистики теоретические выводы или сделать требующие незамедлительной реализации предложения по совершенствованию действующего гражданского законодательства.

Выполнение письменной работы должно стать показателем того, что студент изучил основные направления научных исследований по заданной теме (по конкретному теоретическому или практическому вопросу), умеет самостоятельно вести научный поиск, видит законотворческие и правоприменительные проблемы, знает, с помощью каких приемов следует подходить к решению указанных проблем, может предложить собственные варианты их решения, владеет методикой составления письменных аналитических документов.

Требования к научному (аналитическому) уровню различных гражданско-правовых работ неодинаковы. Они определяются конкретным видом работы и должны соответствовать программе обучения.

К примеру, реферат не должен содержать интерпретацию содержания реферируемого документа, критические замечания и точку зрения автора реферата, однако и в случае подготовки такого реферата обучающийся обязан проявить аналитические творческие способности при установлении необходимых для освещения аспектов темы, выборе оптимальной последовательности этих аспектов.

Элементы научного творчества в контрольной работе проявляются в том, что студент творчески анализирует изложенные в задании фактические обстоятельства, сопоставляет предложенные жизненные ситуации с содержанием конкретных гражданско-правовых норм и высказывает логически выстроенные суждения о решении задачи, подкрепляя свои выводы ссылками на мнение ученых и судебные позиции.

Автор курсовой или дипломной работы должен на основе полученных в процессе обучения знаний выдвинуть и обосновать собственную позицию по той или иной научной, законотворческой или правоприменительной проблеме, продемонстрировать способность осознанно использовать, обобщать и критически анализировать современные научные разработки и достижения предшественников, уметь обрабатывать эмпирический материал и делать непротиворечивые выводы.

Творческие работы по гражданскому праву имеют свои индивидуальные особенности, предопределяемые не только видом работы, но и характером темы (вопроса) исследования, количеством и статусом использованных источников, теоретической или прикладной направленностью исследования, требованиями преподавателя (научного руководителя), складом ума и глубиной знаний каждого студента.

Как следствие работы неодинаковы по структуре и имеют разный объем. Вместе с тем традиционно сложились определенные учебно-методические требования к структуре большинства письменных работ.

Рукопись должна быть поделена на логически соотносящиеся части (как правило, снабженные заголовками), отражающие их содержание:

  1. Титульный лист, необходимый для идентификации работы.
  2. Оглавление, отражающее внутреннюю структуру работы, с указанием номеров страниц, на которых находится тот или иной структурный элемент работы.
  3. Введение, которое служит для того, чтобы в общем виде охарактеризовать работу, продемонстрировать, поставить цели и определить задачи.
  4. Основная часть, представляющая собой систематизированное изложение материала по теме (вопросу) исследования, описание последовательности мыслей и доводов студента в ходе теоретического и практического анализа, обобщение результатов проведенных студентом изысканий.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)