Гражданское право как учебная дисциплина

Гражданское право как учебная дисциплина находится в центре современного юридического образования. Среди других эта фундаментальная дисциплина выделяется своим огромным объемом и колоссальным значением для формирования у обучающихся юридического мышления.

В настоящее время гражданско-правовые знания выступают составным элементом общечеловеческой культуры.

В ходе изучения гражданского права как учебной дисциплины должны быть решены две взаимосвязанные задачи:

  • получение студентом прочных знаний о гражданском праве как отрасли права и системе его форм, предполагающее усвоение смысла действующих гражданско-правовых норм и умение ориентироваться в содержащих их нормативных актах и иных источниках.

На этом этапе обучения происходит усвоение правовой информации и появление способности комментировать гражданское законодательство.

  • приобретение обучающимся устойчивых навыков толкования норм гражданского права и применения их к конкретным жизненным ситуациям. Данный уровень усвоения дисциплины позволяет говорить о подготовке работника юридической профессии в сфере имущественного оборота игражданско-правовой защиты нематериальных благ личности.

Студенты обязаны учиться использовать полученные знания для решения конкретных практических задач в своей будущей юридической деятельности, должны овладеть опытом практической работы с нормативными актами, материалами практики правоприменения и специальной научной литературой, получить навык составления гражданско-правовых документов.

Создаваемые гражданами и организациями документы, имеющие гражданско-правовое значение, многочисленны и разнообразны.

К их числу можно, в частности, отнести организационные (уставы, положения, инструкции, планы, правила, руководства), распорядительные (решения, распоряжения, бюллетени, протоколы, акты, договоры, завещания, доверенности) и информационно-справочные (заявления, извещения, уведомления, запросы, ходатайства, заключения, справки, отчеты, журналы, реестры, списки, анкеты, заявки).

Овладение техникой составления гражданско-правовых документов, прежде всего исходящих от граждан и организаций официальных документов, является одним из важнейших профессиональных требований к юристу.

Выработка данного навыка наиболее эффективна при комплексном подходе к решению задач документального оформления действий участников гражданского оборота. Выполнение соответствующих задач можно условно разделить на следующие этапы.

На первом этапе необходимо решить конкретную гражданско-правовую задачу по существу, установить фактические обстоятельства, сформировать собственную аргументированную правовую позицию, продумать вариант преодоления выявленных проблем, наиболее со-ответствующий интересам заданного лица, подобрать подходящий нормативный (при необходимости – учебный, научный или справочный) материал, который должен быть использован при подготовке необходимых в конкретной ситуации документов.

На втором этапе следует определить круг гражданско-правовых документов, которые могут быть использованы для наиболее полного и юридически эффективного решения поставленной задачи.

В отношении каждого из выбранных документов необходимо определить, допустимо ли использовать его с точки зрения закона в конкретной ситуации, что должно предшествовать такому документу, каковы будут его юридические последствия.

На третьем этапе нужно проверить, не содержит ли закон утвержденных форм выбранных документов, существуют ли специальные нормативные требования к их оформлению.

Далее, следует верно вы-брать вариант использования терминологии, стиля и языка документа, продумать взаимное расположение его элементов. В случае установления необходимости оформления объемных документов рекомендуется составлять план их подготовки.

На четвертом этапе документ выполняется технически. Каждый подготовленный документ должен быть вычитан, проверен на предмет отсутствия технических ошибок (описок, опечаток), а также с точки зрения его соответствия правилам выбранного языка, юридической грамотности.

Документы, подготовленные в совокупности для решения какой-либо поставленной гражданско-правовой задачи, равно как и составные части одного документа, не должны противоречить друг другу, их следует проверять комплексно.

На пятом этапе происходит фактическое использование подготовленных документов для решения поставленных задач, а именно подписание (при необходимости), направление нужному адресату или обмен документами.

При составлении гражданско-правовых документов юристу следует обеспечить их надлежащее качество как по содержанию, так и по форме.

Наиболее существенными общими требованиями при составлении гражданско-правовых документов являются законность, соответствие правилам языка, полнота и понятность, непротиворечивость, правильное оформление.

Стиль гражданско-правового документа – официально-деловой. Нормой этого стиля являются нейтральный характер эмоциональной окраски, отсутствие оценочных и риторических суждений, соответст-вие содержания документа этике делового общения.

Фразы гражданско-правового документа должны быть сформулированы ясно и недвусмысленно. Точность изложения достигается использованием устойчивых оборотов письменной речи, главным образом употребляемых законодателем, известных слов и общепринятых терминов.

Необходимо отказаться от образных слов и выражений, не несущих смысловую нагрузку.

Следует осторожно использовать местоимения. Возможно, неоднократное использование в одном предложении имени (наименования) лица будет выглядеть тавтологией, но красота изложения в данном случае вторична, главное – точность.

Необходимо стремиться сделать гражданско-правовой документ лаконичным. Не нужно перегружать текст сложными, трудными для восприятия предложениями.

Рекомендуется использовать преимущественно простые предложения, прямой порядок слов. В целях сокращения объема документа и для удобства его использования допустимы сокращения.

Однако следует использовать лишь общепринятые или оговоренные сокращения. Написание сокращений по всему тексту документа должно быть одинаковым.

Важным моментом при составлении гражданско-правового доку-мента является использование специальной терминологии. В этом вопросе рекомендуется избегать крайностей.

Вряд ли содержание, например, договора коммерческой концессии следует стремиться во что бы то ни стало изложить языком, понятным обывателю, ибо это неминуемо приведет к увеличению объема документа и усложнит его уяснение.

Специальные термины упрощают документ, делают его более компактным, но злоупотребление юридическими жаргонизмами или терминами, определения которые не содержатся напрямую в законе, чревато снижением четкости, понятности и юридической эффективности документа, ибо работать с гражданско-правовыми документами приходится не только юристам.

Указанные задачи изучения гражданского права как учебной дисциплины могут быть решены только в том случае, если обучение будет построено на основе достижений науки гражданского права и нацелено на овладение ее методологией.

Специфика деятельности любого, а не только занятого наукой юриста, заключающаяся в грамотном юридическом оформлении имеющих правовое значение действий физических и юридических лиц в гражданском обороте, разъяснении условий соответствия закону их фактического поведения по реализации прав и свобод, разрешении возникающих между ними имущественных и личных конфликтов, обусловливает необходимость овладения методами научного анализа, в противном случае успешная работа практикующего юриста невозможна.

Структура учебной дисциплины, как и структура учебников, пред-назначенных для ее изучения, строится, как правило, на основе системы отрасли гражданского права и соответствует структуре главного кодифицированного гражданско-правового закона.

Современные требования к специалистам в области гражданского права предполагают не только глубокое знание теоретических основ и принципов гражданско-правового регулирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)