Методика мозгового штурма

Самый распространенный метод, привлекающий до сегодняшнего дня методологов творчества, научных и практических работников, менеджеров и преподавателей – это метод мозгового штурма «Brainstorming», который предложил американский специалист Алекс Осборн в конце 30-х годов в США. Метод мозгового штурма базируется на психологических и пе-дагогических закономерностях коллективной деятельности.

В традиционных условиях обучения и повышения квалификации творческая активность каждого человека зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические и пр.

Что действительно трудно сделать в маневре, так это извилистый путь -самым прямым, а неудачу – преимуществом. В реальной практике педагогического общения взрослые обучаемые, оказавшись в руках жесткого, авторитарного преподавателя, испытывая боязнь перед публичной критикой, иронией, насмешками, встречаясь с не слишком серьезным подходом к профессиональной деятельности и к обучению, испытывая давление авторитетов и боясь допустить ошибки, оказываются в ситуации «реки», сдерживаемой «шлюзом».

Диалог и полилог в условиях мозгового штурма выступают средством, позволяющим убрать «шлюз» и тем самым высвободить творческую энергию, а включив ее в интерактивную коммуникацию, приобщить к актив-ному поиску решения поставленной проблемы. Мозговой штурм (мозговая атака) является по сути наиболее свободной формой дискуссии.

Главная функция этой технологии -обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками. Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Первый из них лежит в области теории синергетики (синергизм, синергия греч. – synergeia – сотрудничество, содружество). Он заключается в следующем: группа может рождать при совместной работе идеи более высокого качества, чем при индивидуальной ра-боте тех же людей.

Это происходит за счет интерактивного эффекта -большая степень взаимодействия приводит к «перекрестному опылению», так что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становясь все более конструктивной и пригодной к применению.

Второй принцип состоит в том, что если группа находится в со-стоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой креативной технологии.

Известно, что креативное (творческое) мышление, как правило, проходит три стадии:

• генерирование идей, их формулировка;

• оценка или анализ этих идей;

• использование идей для решения конкретной проблемы или ситуации.

В мозговом штурме эти стадии разделены и на первом этапе реализуется только первая функция. Объясняется это тем, что в процессе генерирования, если каждая выдвигаемая идея сразу же сталкивается с оценочным суждением, у человека, автора идеи, наступает так называемый «аналитический паралич», который при-водит к резкому снижению потока предложений.

Этапы проведения мозгового штурма:

1) подготовительный;

2)генерирования идей;

3) анализа и оценки идей.

Первый этап состоит в подготовке и организации процесса мозгового штурма. В процессе обучения и развития персонала или на деловом совещании назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную часть работы.

Его функции: – формулировка цели и коррекция задачи; – подбор участников для последующих этапов работы; – решение организационных вопросов (подготовка помещения, техники, флипчарта, доски или транспаранта, распределение ролей среди участников и т.п.).

Как правило, участники мозгового штурма делятся на две группы: «генераторы» – это люди с позитивной установкой к творчеству, обладающие яркой фантазией, способные быстро подхватывать чужие идеи и развивать их; «аналитики» – люди, обладающие большим запасом знаний по исследуемому вопросу, то есть специалисты, способные критически оценить выдвинутые идеи.

Эта группа оценивает разработанные идеи на основе анализа проблемной ситуации. Однако в случае необходимости может быть создана и третья, дополнительная, группа – «генераторов контридей».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)