Методика личностного самосовершенствования

Психологи выделяют две полярные парадигмы управления своим поведением: парадигма насильственного и парадигма ненасильственного управления.
Насильственная парадигма строится на сравнении «Я идеального» и «Я реального» на основе какой-либо оценочной ситуации.

Предполагаемым результатом является работа личности над собой по исправлению недостатка. На самом деле осознание собственного несовершенства может иметь неоднозначные последствия. В основе парадигмы насильственного управления лежит возмездие за нежелательное поведение. Такая парадигма неэффективна.

Приобретенное поведение неустойчиво. Сдерживание или подавление нежелательного поведения продолжается лишь до тех пор, пока существует практически достоверная возможность наказания за невыполненное действие.

Ненасильственная парадигма устранения нежелательного поведения состоит не в наказании, а в угашении, т.е. в неподкреплении, нежелательного поведения. Под угашением понимается повторение ситуации, в которой происходило заучивание, но без эмоционального подкрепления. Смыл ненасильственной парадигмы заключается в том, чтобы человек перестал получать удовольствие от нежелательного поведения.

Самосовершенствование, считают психологи, должно проходить на грани приятного, тогда самосовершенствование пойдет свободно, из глубокого, истинного человеческого желания стать лучше, совершеннее. В основе этого стремления лежит потребность в самореализации, т.е. в пробе и развертывании в жизни заключенных в человеке возможностей.

Можно выделить несколько этапов самосовершенствования:

1. Самонаблюдение. На данном этапе человек фиксирует факты своей жизни:

  • всегда, когда мне нужно выразить свою мысль, я не могу подобрать слова;
  • всегда, когда учитель вызывает меня к доске, я теряюсь;
  • всегда, когда мне хочется расслабиться, я тянусь за сигаретой.

2. Самоанализ. Соотнесение фактов с определенными ценностями. Сравнение образа “Я идеального” и “Я реального”. В результате устанавливается разрыв между идеальным образом и “Я реальным”. Например, человек говорит себе: я ленив, у меня слабая воля, я не умею управлять своими чувствами и др.

3. Самооценка. В самооценке выражается отношение человека к установленному разрыву. Человек сам для себя должен определить путь. Он может включить механизм психологической защиты типа: я не хуже других, я жертва обстоятельств, мне этого и не нужно и т.д. Он может встать на путь целенаправленной работы над самим собой. Может найти способ компенсации своих недостатков.

4. Постановка цели и разработка программы. Самовоспитание направлено на формирование определенных качеств личности, которые необходимы для успешного осуществления какой-либо деятельности. Проблема заключается в том, что человек не всегда может соотнести цели и реальные возможности. Он ставит цели абстрактные (стать похожим на…) и даже бессмысленные (научиться спать на гвоздях), часто нарушая соотношение ближних и дальних целей, не выстраивая иерархии целей. Мешает правильной постановке цели безмерная широта, одновременное множество целей.

5. Осуществление программы самовоспитания. Первым и основным условием осуществления программы является способность человека к самоограничению. Полезно на данном этапе вести дневник, где будут фиксироваться успехи и неудачи. Можно составить график. Человек должен овладеть всем арсеналом педагогических методов: самоотчет, самовнушение, самоконтроль, самоубеждение, самопоощрение, самокритика и др.

Общий план разработки программы личностного самосовершенствования:

  • 1- й шаг. Постановка дальней цели. Необходимо насколько возможно четко определить для себя общую жизненную перспективу: определить конкретные достижения и сроки. При этом в основе должно быть не изменение какого-либо качества, а дело.
  • 2- й шаг. Постановка ближней цели. Ближняя цель должна согласовываться с дальней целью, должна приближать к дальней цели.
  • 3- й шаг. Определение личностных ресурсов. Ресурсы свои необходимо рассматривать с точки зрения конкретного дела, к осуществлению которого человек стремится.
  • 4- й шаг. Определение недостающих ресурсов. Чем более определенно мы сами для себя определим, что нам необходимо для достижения цели, тем яснее будет для нас, как работать на приближение цели.
  • 5- й шаг. Разработка алгоритма достижения цели. Составление алгоритма – это творческий процесс. Поэтому нет универсальных алгоритмов, они составляются с опорой на имеющиеся и недостающие ресурсы.
  • 6- й шаг. Определение возможных потерь. Никогда не получается все запланировать и запрограммировать. Кроме этого, следует помнить, что самовоспитание требует самоограничения. Для того чтобы достичь цели, часто приходится от чего-то отказываться. Человек должен быть к этому готов.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)