Структура общения

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

  • коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
  • интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций, влияние, убеждение собеседника);
  • перцептивная сторона общения состоит во взаимном восприятии друг друга.

1. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.

Передача любой информации возможна посредством вербальной (речевой) и невербальной (неречевой) коммуникации.

В структуру вербального общения входят:

  1. Значение и смысл слов, фраз.
  2. Просодики (темп речи, ритм, интонация, дикция и т.п.)
  3. Экстралингвистика (характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, кашель, паузы)

В структуру невербального общения входят:

  1. Кинестика (мимика, жестика, пантомимика)
  2. Такесика (прикосновения в ситуации общения)
  3. Проксемика (расположение людей в пространстве при общении)

2. Перцепция – процесс восприятия одним человеком другого во время общения. Она включает:

  1. Идентификацию – мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью понять его мысли и представления.
  2. Эмпатию – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его вместе со всеми его мыслями и чувствами.
  3. Рефлексию – осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

3. Интеракция – взаимодействие людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Единица взаимодействия называется трансакцией. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности.

Конкуренция – соперничество в совместной деятельности. Существует несколько стратегий взаимодействия:

  • сотрудничество, которое направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей без ущемления интересов другого (реализуются мотивы кооперации, либо конкуренции);
  • соперничество (противодействие) – предполагает ориентацию исключительно на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);
  • компромисс – реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;
  • уступчивость (приспособление) предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);
  • избегание – представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)