Факторы, мешающие восприятию человека

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей:

  • Установка – приобретенная в процессе жизни шаблонная реакция на что-либо, это стереотип реагирования.
  • Атрибуция – приписывание человеку характеристик, которых на самом деле нет.

Фундаментальная ошибка атрибуции заключается:

  1. в том, что мы склонны считать, что своими успехами человек обязан ситуации и другим внешним факторам – знакомствам, везению и т.д., а не себе;
  2. в том, что мы склонны считать, что в своих неудачах виноват сам человек, а не ситуация или другие люди, невезение и т. д. Наша оценка зависит от объекта наблюдения. Если объект – мы сами, то проявляем эгоистическое пристрастие («выгораживаем» себя), а если другие – то демонстрируем атрибуционное предубеждение (фундаментальное атрибутивное пристрастие)

Феномены социального восприятия:

  1. Эффект «ореола» состоит в том, что первоначальное отношение к какой-то одной стороне личности обобщается и распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление переносится на оценку отдельных качеств этого человека. Если оно благоприятно, то положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки другого человека не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
  2. Специфика эффекта «проецирования» состоит в том, что другой личности приписываются по аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить следующее: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек увидит эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно и отсутствуют.
  3. Эффект «первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии очень существенна и незабываема, способна повлиять на последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая опровергнет первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете именно ту.
  4. «Эффект новизны» – состоит в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее важной, чем та, что у него была. Этот эффект действует в отношении знакомых людей.
  5. Эффект снисходительности – состоит в необоснованно позитивном восприятии начальником своих подчиненных и переоценке их позитивных черт и недооценке негативных. Этот эффект проявляется у руководителей либерального и демократичного стиля.
  6. Эффект прокурора или гипервзыскательности, – руководитель постоянно стремится обвинить подчиненных во всех их недостатках. Этот эффект присутствует у руководителя авторитарного типа.
  7. Феномен внутригруппового фаворитизма – состоит в тенденции благоприятно воспринимать и хорошо отзываться о членах своей группы, своего коллектива.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)