Метод образовательного права

Метод образовательного права. Образовательному праву, как самостоятельной отрасли права, присущ и свой метод регулирования образовательных отношений и общественных отношений в сфере образования. Метод образовательного права – это совокупность способов, средств, приемов регулирования отношений, входящих в предмет образовательного права.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей. 

При помощи соответствующих способов воздействия на отношения в сфере образования образовательное право подчиняет их определенным правилам с целью получения обучающимися качественного образования различных уровней и обеспечивает реализацию всеми участниками образовательных отношений своих прав и интересов, а также исполнение ими своих обязанностей.

Наиболее характерные черты метода образовательного права:

  1. сочетание диспозитивного, императивного методов, а также методов поощрения и рекомендаций;
  2. соединение принципов единоначалия и коллегиальности в управлении образовательной организацией;
  3. специфический статус участников образовательных отношений;
  4. содержание образования должно отвечать требованиям ФГОС того или иного уровня образования;
  5. сочетание различных уровней нормативно-правового регулирования образовательных отношений – федерального, регионального, локального;
  6. сочетание государственного контроля за качеством образования с автономностью образовательных учреждений, свободой и плюрализмом в образовании;
  7. особенности применения мер юридической ответственности к участникам образовательных отношений.

Метод образовательного права представляет собой своеобразное сочетание приемов и способов правового регулирования: диспозитивного, императивного, поощрения и рекомендаций.

Диспозитивный метод предполагает альтернативную возможность выбора субъектами вариантов поведения в рамках закона.

Закон, например, наделяет образовательные организации автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов (ч. 1 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Обучающимся и родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся предоставляется обширный перечень прав, в числе которых право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения (п. 1 ч. 1 ст. 34, п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Педагогические работники пользуются свободой преподавания, свободным выражением своего мнения, свободой от вмешательства в профессиональную деятельность, свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств и методов обучения и воспитания, участвуют в управлении образовательной организацией и т.д. (ч. 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Императивный метод основан на принципах власти и подчинения, предусматривает неодинаковый объем прав у участников правоотношений, это метод властных предписаний. Образовательное право состоит из большого числа императивных норм, к которым относятся нормы, устанавливающие порядок создания, реорганизации, ликвидации образовательных организаций, порядок управления системой образования, а именно лицензирование, государственную аккредитацию образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования, принятие ФГОС, федеральных государственных требований, уровней образования и т.д.

Интересно
Он тесно связан с формированием мотивации к обучению, особенно в период получения детьми основного образования различных уровней. Главной целью образования является получение обучающимися уровня образования, повышение его культуры, подготовка к определенной профессиональной деятельности, и это обстоятельство влияет на выбор способов и приемов правового регулирования.

Также широкое распространение среди методов правового регулирования отношений в сфере образования имеет метод рекомендаций. Как правило, рекомендации представлены в документах различного уровня (федерального, регионального, локального) и содержат разрешения, организационную помощь, советы, направленные участникам отношений в сфере образования.

Например, «Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (утвержденные Минобрнауки России 01.04.2015) устанавливают цели, участников и порядок проведения процедуры оценки качества образовательной деятельности. Приказ Департамента образования г. Москвы от 01.03.2011 № 166 «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» содержит примерное штатное расписание государственных образовательных учреждений города Москвы.

Рекомендательный характер для родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося имеют заключения медико-психолого-педагогической комиссии о психическом развитии ребенка, о его подготовленности к школе, решения педагогического коллектива носят рекомендательный характер для образовательного учреждения и т.д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)