Место педагогики в системе современного гуманитарного знания

Само понятие «современного гуманитарного знания» весьма расплывчато, однако, чаще всего, под ним понимается проблемы и пути осмысления человеческого бытия после Второй Мировой войны.

Понимание тенденций развития современного образования и педагогической науки невозможно без понимания общих процессов, затрагивающих человека, общество и все социально-гуманитарные науки, в целом.

Вкратце перечислим основные тенденции.

Отказ от тотальных идеологий.

Именно в результате Второй Мировой войны стало понятным, что идеологизация имеет свои естественные пределы. В послевоенном мире, человеческая жизнь, права и свободы человеческой личности осмысливаются в качестве высшей (по отношению к любой идеологии) ценности.

Это приводит к фундаментальной смене ориентаций социально-гуманитарного познания: если для гуманитарных наук XIX – первой половины XX века принципиальным было обоснование приоритетности или даже единственности существующего порядка вещей (как утверждал Г.Гегель: «все существующее – разумно, все разумное – существует»), для социально-гуманитарного познания после Второй Мировой войны характерен интерес к различиям, возможностям, альтернативам.

Предметом познания становится то, кем и чем человек может стать, каковы возможные варианты его жизни, самоопределения, самосознания. Меняется и отношение гуманитариев (историков, философов, психологов и др.) к своей деятельности – оно становится личностным, рефлексивным. В педагогике этот переход проявляется в изменении установки: от попыток создания целостных идеологических образовательных систем – к поиску личностно- и ситуативно-значимых сочетаний различных теоретических подходов и технологий.

Экологизация и культурологизация научного познания.

Одной из доминант предвоенного мира являлось жесткое противопоставление естественных наук («наук о природе») и гуманитарных наук («наук о духе»).

При этом если первые признавались в качестве научных дисциплин безо всяких оговорок, то сомнения в научном статусе гуманитарных наук высказывались даже их создателями.

Интересно
В послевоенный период особенно ясно проявляются две противоположные тенденции: с одной стороны, в гуманитарные науки (в частности, историю, антропологию, литературоведение) активно проникают методы естественных и математических наук. С другой стороны, осознается важность ценностной рефлексии научного знания.

Соответственно, сам процесс научного познания начинает осмысливаться в качестве специфически человеческой (гуманитарной) реальности, формирующейся под действием множества исторических тенденций, социальных условностей, культурных традиций. Все большее значение приобретает выявление источников и оснований научных традиций, исторического пути развития дисциплины, структуры и особенностей функционирования научного сообщества.

Сама образовательная ситуация начинает осмысливаться как диалог разных культур: детской и взрослой, национальной и глобальной, творческой и рационалистической (М.М.Бахтин, В.С.Библер).

Широкое распространение приобретают идеи поликультурного образования, ориентирующего ребенка в мире различных этнических и культурных традиций; выработку индивидуального отношения к чужой культуре, которая в процессе освоения становится иной, но своей.

Одновременно, на первый план выходит смысл и направленность познания, которое не должно разрушать исследуемый объект или среду обитания (экологическая установка в познании). Культурологический и экологический подходы проявляются в педагогике в установке на выявление смысловой природы педагогического познания и деятельности, на приоритетность диалогических методов обучения и воспитания, компромиссность и неконфронтационность поведения.

Переосмысление традиционного наследия.

Важным аспектом развития образования в послевоенную эпоху становится этика и философия возвращения к истокам

Предшествующая эпоха рассматривала любые традиции (в первую очередь, религиозные, сословные, бытовые) в качестве предрассудков, которые должны быть преодолены в процессе продвижения к новому, справедливому обществу. Отношение послевоенного мира к этому феномену более взвешенное: человеческие традиции (при условии, что они не имеют человеконенавистнической направленности) требуют изучения, диалогического понимания и сохранения в качестве условия сохранения человечности, в целом.

Право на изучение родного языка, культуры, религиозных и этнических традиций, наряду с правом на имя, относится к числу важнейших и неотъемлемых прав ребенка.

Эта тенденция закрепляется в современной педагогике через усиление этнографического и религиозно-этнического компонента образования, введение курсов религиозно- и культурно- просветительской направленности, заимствования форм и методов воспитания из народных традиций (этнопедагогика).

Текстуализация педагогического знания.

Традиционная педагогика апеллирует к двум основным формам педагогического знания: закону и принципу, в каждом из которых раскрывается универсальная сущность педагогики.

Соответственно, познание педагогических законов и применение педагогических принципов представлялось почти мистическим актом понимания сущности природы человека и действием в соответствии с нею.

Современная педагогика относится к этим представлениям с сомнением: она склонна видеть в педагогическом процессе тексты, речи, реплики, не имеющие универсального смысла, но возникающие под воздействием множества факторов.

В этой связи меняется смысл педагогической деятельности – ее приоритетом становится готовность и способность слушать и слышать чужую речь, распознавать по сказанному – состояние и ценностные предпочтения другого человека, оказывать поддержку процессам развития детей, осмысливать свои слова и поступки.

Идеалом педагога становится языковая личность (Ю.Караулов), владеющая широким спектром языковых и речевых способностей

Глобализация педагогических процессов и систем.

XX век характеризуется широким распространением средств массовой информации и коммуникации. Если основными достижениями первой половины столетия стали телефон, радио, кино и грамзапись, остававшиеся предметом элитарного потребления, то, начиная с середины века, темп перемен нарастает.

Вначале массовое распространение получает телевидение, затем – компьютерная и видеотехника, а к концу столетия – средства мобильной связи.

Появление каждого последующего средства означало все большую автономность и независимость человека в получении информации и, как следствие в самообучении и самообразовании. Волновое радио давало слушателю большую свободу выбора, чем проводное вещание, спутниковое телевидение обеспечивает доступ практически ко всем телепрограммам мира, а использование компьютеров и сети Интернет превращает каждого зрителя и слушателя в активного пользователя цивилизационного ресурса.

В свою очередь, эта ситуация приводит к качественному изменению взаимоотношений между учителем и учащимся.

Интересно
Если в традиционном обучении, идеал обученности задавался уровнем познаний самого учителя, то в современном компьютерном классе, это ограничение отсутствует: ученику противостоит не учитель, в своем индивидуальном качестве, но вся глобальная информационно-культурная среда, по отношению к которой учитель может выступать лишь в качестве пользователя и интерпретатора.

Человекосообразность педагогической теории.

Одним из важнейших аспектов современной педагогической теории является помещение человека во главу ценностей педагогического знания не только в формально-юридическом, но и в научно-философском смысле.

Эта установка реализуется различными концепциями: так, например, вальдорфская педагогика, основанная на философии Рудольфа Штайнера, исходит из представления о развитии человека, как целостного био-социо-культурно-космического существа.

Экзистенциальная педагогика (М.Хайдеггер, О. фон Больнов) рассматривает человека в качестве открытого и свободного бытия, постоянно до-определяющего, до-страивающего себя в процессе жизни, что предполагает абсолютность свободы и диалога в образовании.

Сходный комплекс идей развивается и в гуманистической педагогике (А.Маслоу, К.Роджерс), рассматривающей педагогический процесс как открытое пространство человеческого взаимодействия, в котором педагог оказывает поддержку личностному становлению ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)