Массмедиа как трансляторы массовой культуры

Средства информации активно участвуют в распространении продуктов массовой культуры. Публике предлагают сообщения, рассчитанные на формирование мировоззренческих установок, представлений о мире, а также норм, ценностей, моделей поведения, идей, убеждений, стремлений.

Исследование содержания материалов о культуре, размещаемых в массмедиа, показывает, какие намерения вынуждают коммуникаторов информировать публику об одних событиях и умалчивать о других, на какие идеалы ориентируется печать, радио, телевидение в повседневной деятельности, в какой степени содержание предлагаемых ими материалов удовлетворяет интересы аудитории.

Часто звучат утверждения о том, что позиция массмедиа отражается только в редакционных статьях, информация же свободна от изъявления мнений журналистов по поводу освещаемых событий и явлений. Данный подход соответствует одному из канонов журналистики, определенных в 1923 году Американским обществом редакторов газет. Согласно ему сообщения должны быть свободными от выражения мнения или пристрастия в любом виде. В практике же, как показали исследования, проведенные учеными Стэнфордского университета под руководством Ч. Баша, далеко не все массмедиа следуют этому подходу.

Как отмечают исследователи, современные информационные каналы сформировали способы подачи материала, предполагающие обеспечение аудитории сообщениями, развлечение ее и выполнение утилитарно-прагматической функции.

Отличительными признаками развлекательной части телевизионных передач являются эстетическая реакция зрителя, снятие напряжения. Часто ему рекомендуется обратить внимание на эти программы в часы досуга. Однако острая конкуренция, сложившаяся на информационном рынке, вынуждает массмедиа расширять тематическую палитру, приводит к тому, что в общенациональных сетях освещение событий сопровождается длительными аналитическими сюжетами, беседами ведущих с репортерами, находящимися на месте событий.

Становление бизнеса привело профессионалов во всем мире к осознанию зависимости деятельности предприятия, связанного с производством и распространением информации, от покупательского интереса, проявляемого массовой аудиторией, а он основан, как принято считать, на сообщениях о катастрофах, скандалах, разоблачениях, демонстрации продуктов массовой культуры, рассчитанной на невзыскательную часть публики. Однако общественность, подчеркивают исследователи, все чаще трактует акты насилия, изображаемые на телеэкране, как причину насилия, наблюдаемого в жизни. Точнее говоря, у одних насилие, отражаемое электронными массмедиа, вызывает отвращение, другим оно служит руководством к действию.

В связи с этими и другими обстоятельствами массовая культура удостаивается критических замечаний. Интерес к ее продуктам возник давно, существует немало теорий и концепций. Массовую культуру рассматривают, как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития. Основное место в исследованиях отводится массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации.

Массовую культуру при этом воспринимают, как особый тип культуры, заменившей традиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг). В трудах этих ученых «массовая культура» трактуется, как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека.

Интересно
Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества. По мнению исследователя, быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, сформировавшая «массового человека», духовно подорвали современную цивилизацию, это ведет к неустойчивости и краху культуры в целом.

Теоретики и историки культуры часто связывают процесс возникновения массовой культуры, как самостоятельного социального феномена, с интенсификацией деятельности массмедиа. По мнению исследователей, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует считать конец XIX – начало XX века.

В упомянутый период получили развитие средства массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов), были распространены индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, обеспечены относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

В конце XIX века еженедельные массмедиа начали публикацию произведений, которые спустя время получили название «сердечная пресса» или «индустрия грез», а в США появляется такая форма массовой культуры, как комиксы. На первых порах этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем заинтересовал и взрослых людей.

По прошествии десятилетий публика не стала взыскательнее. Ее привлекает доступность современных продуктов массовой культуры, которая достигается с помощью средств массовой коммуникации. К таким традиционным способам распространения продукции массовой культуры, как кино, видео, телеи радиопрограммы, печатные издания, прибавились мобильные системы связи (сотовые телефоны), а также интернет.

Публику не смущает, что эта продукция недолговечна. Будучи в значительной мере потребительской, массовая культура мгновенно реагирует на появляющийся спрос. Если он сокращается, то исчезает и продукция массмедиа, предназначенная для его удовлетворения.

Массовой культуре, как отмечают исследователи, свойственно повторение сюжетов, идей и образов. Она реализует трансляционную функцию путем передачи через массмедиа определенного количества информации, кодифицированной цифровым способом. При этом средства информации манипулируют потребителями сообщений, внедряют в их сознание стереотипы и установки, легитимирующие определенный образ мира.

Результатом коммуникации становится не приращение у масс знаний, а рост их информированности. Лучшим средством угодить вкусам публики оказывается не новаторство, а банальность. Известное служит путеводной нитью, ведущей через неизведанное пространство. Ослаблена возможность адекватного восприятия публикой сообщений массмедиа. Подсчитано даже, что если произведение содержит более 10 процентов новой информации, контакт с аудиторией теряется.

Размышляя об отрицательных свойствах массовой культуры, транслируемой медиа, исследователи полагают, что она представляет автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. Однако в качестве важных положительных результатов получения сообщений познавательного характера для массовой аудитории выделяются следующие: удовлетворение когнитивных потребностей, получение определенного уровня фоновых знаний, адаптация в условиях «информационного взрыва».

Исследователями выделяется еще одна особенность распространения медиа массовой культуры. Она находится под влиянием органов власти, реализует трансляционную функцию по предложенному ими сценарию, который можно назвать «соблазнение масс знанием». В современную эпоху, когда механизмы управления обществом претерпевают трансформацию от открытого насилия к «мягкому искушению», целью «соблазнения масс знанием» становится унификация общества, формирование в сознании масс мозаичной псевдокартины мира, на деле являющейся манифестацией общественной идеологии.

Главной причиной привлекательности этого идеологического проекта для масс является удовлетворение их потребности в информации о постоянно изменяющемся окружающем мире, необходимой для оценки перспектив его развития с целью психологической адаптации.

Таковы мировые тенденции трансляции прессой массовой культуры. А какую роль в этой сфере исполняют российские массмедиа? Она неоднозначна, противоречива. С одной стороны, по мере стабилизации жизни страны интерес к культуре возрождается. В ХХI веке увеличилось количество печатных изданий, рассказывающих о культуре, искусстве, театре, архитектуре, художественной фотографии, антиквариате, ландшафтном дизайне. Их создатели предложили публике продуманные концепции содержания и оформления материалов. Выходят в свет художественные издания «Русское искусство» и «Третьяковская галерея», а также «Государственный Эрмитаж», предназначенный для профессионалов и почитателей искусства, в том числе коллекционеров.

С другой стороны, налажен и выпуск таких печатных изданий, в материалах которых содержится много наносного, а то и откровенно пошлого. По сравнению с началом 1990-х годов в несколько раз сократились тиражи прессы, утратили былую роль и культурологическое значение «толстые» литературные журналы, многие ранее популярные газеты и журналы для детей и молодежи.

Пресса стала преимущественно гламурно-светской, содержанию основной массы газет и журналов свойственна излишняя сенсационность, снижается их социальное и культурно-просветительское значение для общества, широко распространена публикация заказных материалов и продуктов поверхностной журналистики, опирающейся главным образом на интернет-ресурсы и не обременяющей себя ответственностью за достоверность сообщений. Нередки нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации, особенно в сфере распространения рекламы и соблюдения запрета на пропаганду культа насилия.

В целом исследователи отмечают, что если современные тенденции развития массовой культуры сохранятся в будущем, то общий культурный потенциал цивилизации не возрастет, более того, ему может быть нанесен существенный ущерб.

Псевдоценности, распространяемые масссмедиа, разрушительны для личности и общества. Полезна идейная трансформация массовой культуры через ее наполнение с помощью прессы возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами.

Таким образом, массовая культура, интерпретируемая учеными, как выражение духовной несвободы, прочно укрепилась в современном обществе. Она транслируется посредством размещения в массмедиа разнообразных сообщений, часто развлекательного характера, при этом удовлетворяются когнитивные потребности граждан, а в их сознание внедряются стереотипы и установки, легитимирующие определенный образ мира. У невзыскательной публики не вызывает неприятия то обстоятельство, что массовой культурой распространяются банальности и ее продукты недолговечны, что в них повторяются набившие оскомину сюжеты и образы.

Распространение медиа этих продуктов происходит по сценарию, разработанному органами власти, и нацелено на формирование в сознании людей псевдокартины жизни. В сфере трансляции культуры средства информации могут исполнить и иную роль, если журналисты станут чаще руководствоваться в своей деятельности возвышенными мотивами, освещать и исследовать социально значимые проблемы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)