Локомотивы

Передвижение поездов, групп и отдельных вагонов осуществляется с помощью локомотивов. Автономные локомотивы с поршневыми двигателями внутреннего сгорания (дизелями) называются тепловозами, а с газотурбинной установкой – газотурбовозами.

Локомотивы, на которые энергия поступает от внешних источников называются неавтономными локомотивами. К неавтономным локомотивам относятся электровозы, тяговые агрегаты и моторные вагоны. Они получают электропитание от энергетической системы через тяговые подстанции и контактную сеть. Электрические локомотивы могут возвращать часть электроэнергии при торможении в сеть.

Провозная способность электрифицированных участков выше, чем у не электрифицированных. Электрическая тяга требует значительных капитальных затрат, но они окупаются за счет сокращения эксплуатационных расходов.

По роду работы локомотивы делятся на грузовые и маневровые, по типу передачи – на локомотивы с электрической, гидравлической и механической передачами.

Интересно
Электрическая передача применяется на всех типах электровозов и некоторых типах тепловозов. Гидравлическая передача применяется на тепловозах большой, средней и малой мощности, а механическая – только на тепловозах малой мощности. По мощности локомотивы разделяются: на магистральные большой мощности (1500 кВт и более в одной секции); маневровые средней мощности (500 – 1000 кВт в одной секции); маневровые малой мощности (150 – 400 кВт в одной секции). По типу экипажа локомотивы подразделяют на тележечные и с жесткой рамой (безтележечные); по числу секций – на одно- и двухсекционные.

На магистральных дорогах и промышленном транспорте применяется система электрической тяги на постоянном токе напряжением 1,5 и 3 кВ и переменном однофазном токе промышленной частоты 50 Гц напряжением 10 и 25 кВ. Использование постоянного тока требует контактных проводов большого сечения и тяговых подстанций через каждые 20–30 км. Недостаток системы тяги на переменном токе – необходимость наличия выпрямительных устройств на каждом локомотиве.

Парк локомотивов магистрального железнодорожного транспорта составляют мощные грузовые и пассажирские шести- и вось-миосные электровозы ВЛ60, ВЛ80, ВЛ85, а также ЧС7 и ЧС4 чехословацкого производства; двух-, трех- и четырехсекционные тепловозы ТЭ10, ТЭ116, ТЭП60, ТЭП70, ТЭП80 и другие мощностью от 3 до 8 тыс. кВт и более, маневровые тепловозы ТЭМ2, ТЭМ7, ЧМЭЗ и др. В пригородном пассажирском сообщении используются электропоезда типа ЭР2, ЭРЗ, ЭР9П и ЭР9М, а также дизель-поезда Д1, ДР1 и ДР2.

Для освоения скоростного пассажирского движения создан электропоезд ЭР200, развивающий скорость 200 км/ч. Ведется работа по конструированию и производству новых локомотивов и электропоездов, способных обеспечить техническую скорость 300 км/ч (например скоростной поезд “Сокол”). Действующий локомотивный парк обеспечивает среднюю участковую скорость движения пассажирских поездов 47,1 км/ч, грузовых 33,7 км/ч. Средняя техническая скорость поездов выше участковой, учитывающей время промежуточных стоянок, примерно на 15—20 км/ч.

Основная часть тепловозного парка промышленного транспорта – маневровые тепловозы с гидравлической передачей средней и малой мощности: ТГМ, ТГМ23, ТГМ3, ТГМ4, ТГМ6 и ТГК. Тепловозы с электрической передачей для тяжелой маневровой работы, а также для вывозной и поездной работы: ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ7, а также применяют электровозы постоянного тока 21Е, 26Е, ЕЛ1, ЕЛ2 и электровоз на переменном токе Д-94.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)