Литературные фестивали, батлы и слэмы

В истории литературы неоднократно возникала мысль о том, что в будущем художественная литература исчезнет в связи с ее сущностной ненужностью, исчерпанностью. О ненужности литературного вымысла рассуждали Лев Толстой и Василий Розанов, в фантастической литературе возникали футуристические прогнозы относительно грядущего исчезновения литературы (к примеру, в утопии Ивана Ефремова «Люди как боги»).

Интересно
В конце ХХ века эти тенденции усилились в связи с перспективами развития информационных технологий; с появлением Интернета возникли многочисленные предположения о возникновении новых форм литературы или ее полного перехода в электронный формат. Эти прогнозы не сбылись: в XXI веке художественная литература не исчезла, согласно статистике книжного рынка, около 80% его составляют бумажные издания.

Новые формы литературы, связанные с распространением Интернета, охватывают, прежде всего, развлекательный сегмент: это микропроза, блоги, фанфикш (в сущности, аналогичные формы существовали и ранее – на бумаге). Для определения этих явлений в начале эры Интернета появилось слово «сетература», которое, что характерно, не вошло в широкий обиход.

Отдельная форма широко распространенного словесного творчества в новейшую эпоху – сетевой фольклор, представленный краткими формами – мемами, «пирожками» и «порошками» (формы четверостиший) и т. д.

Эти литературные формы обладают злободневностью, анонимностью, вариативностью и другими свойствами городского фольклора, отличается только аудитория и форма распространения. Описанные ранее литературный дилетантизм распространился во многом благодаря форумам и социальным сетям, однако профессиональная литература также использует эти возможности распространения.

В 2000-х годах в России (а также за ее пределами – в Германии, Австрии, Швейцарии и т. д.) начали проводиться поэтические  слэмы, конкурсы, фестивали и премии; художественный уровень этих мероприятий очень разный. Возникла популярная поэзия – широко тиражируемое творчество нескольких представителей московского литературного бомонда.

Безусловно, такие формы существования поэзии – попытка приспособиться к отсутствию адекватной нуждам литературы государственной поддержки. Однако сетевая и фестивальная активность, безусловно, служат показателем интереса общества к поэзии, при этом наблюдается оживление литературного процесса за счет непрофессиональных авторов.

Параллельно с литературным мейнстримом в наши дни творят десятки профессиональных художников слова, популярность которых ограничивается узким кругом поклонников поэзии. Несмотря на дегенеративные тенденции современной культуры, русскоязычная поэзия сохранилась как элитарное искусство, она продолжает классическую традицию.

Современное положение литературы в глобальном мире определяется снижением авторитета высокого искусства и размыванием эстетических критериев. Этот процесс связан с тем, что в ситуации распространения массовой культуры литературную критику во многом заменили обзоры (такое положение вещей предсказал в первой половине ХХ века Герман Гессе в романе «Игра в бисер» – «фельетонная эпоха»).

Читательские представления зачастую формируются рейтингами премий и политикой издательств. Необходимо понимать, что в основе того и другого лежит политическая или коммерческая конъюнктура, а не эстетические критерии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)