Культура обществ и ее функции

Культура возникла в результате длительного исторического развития и существует в обществе, передаваясь от поколения к поколению. Термин “культура” латинского происхождения. Первоначально он означал возделывание почвы.

Затем под культурой стали понимать изменения, которые человек производил в природном объекте, в отличие от изменений, которые возникали в результате естественных причин. И наконец, культурой стали называть важнейший механизм человеческого общения и организации жизнедеятельности общества: сознание, технику, социальные институты, духовные ценности и т.п.

Культура помогает людям жить в своей природной и социальной среде, сохранять единство общества при взаимодействии с другими обществами, осуществлять производственную деятельность и воспроизводство людей.

Социальная философия и социология изучают распространенные, устойчивые, повторяющиеся социальные общности, социальные институты, социальные организации, их динамику. Сегодня существуют более сложные определения культуры людей, общностей, институтов, обществ, человечества. Возник вопрос: все ли изменения, производимые людьми в природе, являются “культурными”?

П. Сорокин выделяет в структуре социокультурного взаимодействия три аспекта: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих субъектов с их социокультурными отношениями; 3) культуру как совокупность значений, ценностей, норм, которыми владеют взаимодействующие субъекты, и совокупность носителей этих значений, ценностей, норм (музыка, живопись и т.п.).

На наш взгляд, нужно различать культуру, общество, культуру общества, которая нас и интересует. Вне связи с субъектом понятие “культура” теряет смысл, становится неопределенным, особенно в отношении культурных ценностей: живописи, музыки, архитектуры и т.п.

Сами по себе, безотносительно к их творцу или созерцателю (потребителю) эти творения культурой не являются. Конечно, культура человечества данного исторического периода богаче культуры данного общества, да еще в данный исторический момент времени, культура – это название, которое дается отдельным взаимосвязанным традициям социальной группы… Общество, пожалуй, является более широким термином, поскольку оно включает в себя проявления культуры и импульсы.

В настоящее время под культурой понимают:

1) способности субъектов (людей, общностей, институтов, обществ);

2) деятельность субъектов, в которой эти способности проявляются;

3) созданную людьми (субъектами) “вторую природу”, являющуюся совокупностью материальных и духовных благ (ценностей), и отношения между ними.

Понятие “культура” в силу сказанного употребляется в широком и узком смысле слова, когда акцент делается либо на первой части, либо на второй, либо включает в себя все составные части. Но только во взаимосвязи с каким-то субъектом – индивидом, институтом, классом, формацией общества и т.п. можно говорить о культуре.

Субъектом культуры является индивид, социальная общность (студенты, крестьяне, инженеры и т.п.), социальный институт (семья, школа, армия и т.п.), народ (русский, немецкий и т.п.) как носитель определенного сознания, каких-то культурных способностей духовного и практического освоения действительности.

Это присущие субъектам, генетически не наследуемые совокупности средств, способов, форм, образцов взаимодействия со своей средой. Можно ли считать субъектом культуры общество как процесс и результат деятельности своего народа? На наш взгляд, культура общества является результатом деятельности как предшествующих, так и нынешних поколений.

В узком смысле слова культура субъекта определяется в теоретической социологии как система ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих социальным группам и разделяемых ее членами. Очевидно, что в первом случае определение культуры носит более объективный, внешний, а во втором случае субъективный, внутренний характер.

Культуру также определяют как характерный для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, социального института, социальной организации, народа) образ мыслей и образ действий, в которых реализуются ценности, убеждения, образцы и нормы поведения, типичные для данных социальных субъектов.

Таким образом, культура есть единство психологии, сознания, поведения и знаковых средств.

Культура как способ духовного, политического, экономического, демографического освоения природной действительности воплощается в практической деятельности людей: художественной, политической, производственной, семейной и т.п. В любой деятельности взаимодействуют две деятельности – внешняя (объективная) и внутренняя (субъективная).

Только последняя относится в основном к культурной составляющей деятельности. Поэтому деятельность людей и их культурная составляющая не совпадают. В ходе внутренней деятельности (психической, сознательной, волевой) формируются и реализуются мотивы, цели, программы, технологии.

В процессе культурной деятельности, как стороны любой деятельности, происходит последовательность определенных действий и операций социального субъекта в определенной предметной и орудийной среде. Основными элементами культурной составляющей деятельности выступают язык, знания, убеждения, ценности, ментальность и т.п.

Предметы культуры можно разделить на составляющие элементы. По определению американского исследователя Э. Хоббеля “культурным элементом” является далее неделимая единица материального продукта (карандаш, автомобиль и т.п.), поведенческого образца (пожатие руки при встрече, уступание места старшим в транспорте и т.п.), сознания человека (убеждение, идеал и т.п.).

Данная культура включает в себя множество культурных элементов: субъектов с их способностями, форм духовного освоения действительности, культурных благ. Причем некоторые культурные элементы входят в разные “культурные комплексы”, например танец, демонстрацию и т.п.

Из культурных комплексов возникают культуры институтов (институциональные культуры), которые представляют собой серии культурных комплексов, выражающих наиболее важные виды человеческой жизнедеятельности. Например, институты семьи, образования, здравоохранения и др.

Выделяют также несколько типов культуры: демографическую, экономическую, политическую, духовную и т.п. Первая касается воспроизводства и социализации людей, соотношения поколений, отношений между селом и городом и т.п.

Вторая связана с экономической сферой, с “материальными” субъектами, их деятельностью и ее результатами. Это культура менеджеров, организации производства и торговли, проявляющаяся в качестве производимых материальных благ: пища, одежда, жилье, транспорт и т.п.

Политическая культура связана с эффективностью управления обществом, демократизацией управления, учетом интересов разных классов, прежде всего трудящихся в деятельности государства. Она проявляется в выборах, функционировании политической системы и т.п.

Духовная культура связана с субъектами, деятельностью, результатами в мировоззренческой (мифология, религия, философия), эстетической (живопись, музыка, литература и т.п.) и других формах духовного освоения действительности.

Культура общества (страны) включает в себя: 1) общественное сознание, 2) навыки практической и духовной деятельности, 3) совокупность социальных (практических и духовных) ценностей. Таким образом, общество включает в себя: 1) людей, 2) культуру, 3) социальную деятельность (демосоциальную, практическую, духовную), 4) природу (географическую среду). В социальной деятельности происходит взаимодействие культурной и природной среды.

Культура и формация обществ взаимосвязаны. Понятие “формации общества” уже “культуры общества” и характеризует структуру основных органов – систем обществ. А культура характеризует не только формационную, но и цивилизационную сторону общества.

Можно говорить о культуре экономики, политики, духовности, а также о культуре формации общества и общества в целом. В этом смысле культура общества является основой социальной деятельности. Культура общества играет важную роль в его функционировании и развитии. Это обусловлено ее основными функциями.

  • Институциональная функция культуры заключается в поддержании деятельности социальных общностей, институтов, организаций как основы существования и развития общества.
  • Познавательная функция культуры заключается в накоплении и трансляции накопленного опыта. В этом смысле она является общественной памятью человечества. Она представляет собой сложную знаковую систему: языковую, архитектурную, живописную, музыкальную, танцевальную и т.п.
  • Цивилизационная функция культуры заключается в формировании у своих членов определенных цивилизационных свойств: характера, ментальности, мировоззрения, образа жизни. Эта функция осуществляет идентификацию людей в рамках определенной цивилизации.
  • Коммуникативная функция культуры позволяет людям через нее вступать в общение между собой, между нынешними и ушедшими поколениями, между разными народами и цивилизациями. Эта функция культуры все больше возрастает вместе с совершенствованием технических средств, позволяющим общаться между людьми, переводить с языка на язык, осуществлять интерпретацию текстов и других культурных знаков.
  • Нормативная функция культуры выражается в ее способности управлять жизнедеятельностью людей, социальных общностей и институтов как в типичных, так, и это особенно важно, в нестандартных ситуациях, требующих творческого решения. В таком положении сейчас оказались россияне.
  • Гуманистическая функция культуры выражается в облагораживании характера, ментальности, мировоззрения и образа жизни людей в быстро меняющихся условиях современного технического, экономического и политического прогресса. С каждой эпохой в развитии человечества эта функция культуры возрастает.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)