Льготы по уплате таможенных пошлин

Статьей 49 ТК ЕАЭС предусмотрена возможность предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот). Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. Льготы заключаются в снижении ставки таможенной пошлины либо в освобождении от ее уплаты.

Понятие «тарифные льготы» используется в широком и узком смыслах. Тарифные льготы в узком смысле предполагают освобождение от уплаты таможенной пошлины в зависимости от категории перемещаемого через таможенную границу товара, цели его перемещения, применяемой таможенной процедуры и иных оснований.

Тарифные льготы в широком смысле предполагают освобождение от уплаты таможенной пошлины либо снижение ставки пошлины в том числе в зависимости от страны происхождения товара, а также изменение ставки пошлины с учетом количества перемещаемого товара.

Законодатель установил три категории тарифных льгот (в широком смысле):

  1. Тарифные преференции.
  2. Тарифные квоты.
  3. Тарифные льготы (в узком смысле).

Тарифная преференция – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза (статья 25 Договора о ЕАЭС).

Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран. Так, в отношении товаров, происходящих из разви- вающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Союза и ввозимых на единую таможенную территорию, предусмотрено применение ставок ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, предусмотрено применение нулевых ставок ввозных таможенных пошлин. К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Для целей предоставления вышеуказанных тарифных преференций утверждены:

  • перечни развивающихся стран;
  • перечни наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза6;
  • перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию предоставляются тарифные преференции.

Вышеуказанные тарифные преференции предоставляются при одновременном соблюдении следующих правил:

  • в отношении ввозимого товара соблюдается непосредственная закупка. Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если он приобретен лицом государства-члена у субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрированного в установленном порядке в стране-пользователе, из которой происходит такой товар;
  • в отношении ввозимого товара соблюдается прямая поставка. Прямой поставкой считается поставка товаров, происходящих и ввозимых из страны-пользователя на таможенную территорию Союза без провоза через территории стран, не являющихся государствами-членами (далее – третьи страны).

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем, не являлись объектом торговли или потребления и не подвергались каким либо операциям, за исключением операций, направленных на обеспечение их сохранности, и перегрузки.

Прямой поставке также отвечают товары, закупленные на выставках или ярмарках, проводимых в третьих странах, лицом государства-члена, при соблюдении следующих условий:

  1. Товары ввозились с территории страны-пользователя на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении.
  2. Товары не использовались с даты их отправки на выставку или ярмарку в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных.
  3. Товары ввозятся на таможенную территорию Союза в том же состоянии, в котором они были отправлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
    – подтверждено происхождения товара. В подтверждение страны происхождения товаров таможенному органу предоставляются:
    – декларация страны происхождения товаров (если таможенная стоимость партии товара не превышает в эквиваленте 5 000 евро);
    – сертификат страны происхождения товаров.

Декларация страны происхождения товаров – это заявление, сделанное изготовителем товаров, продавцом товаров или отправителем товаров. В качестве такой декларации могут использоваться любые коммерческие или иные документы, имеющие отношение к товарам. Сертификат о происхождении товара – документ, который однозначно свидетельствует о стране происхождения товаров путем представления сертификата о происхождении товара.

Виды сертификатов:

  1. Сертификат формы А применяется для удостоверения страны происхождения товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран;
  2. Сертификат формы СТ-1 применяется для удостоверения страны происхождения товаров, происходящих из стран СНГ;
  3. Сертификат формы СТ-2 применяется для удостоверения страны происхождения товаров, происходящих из Сербии;
  4. Сертификат формы EAV применяется для удостоверения страны происхождения товаров, происходящих из Вьетнама.
  5. Сертификат формы СТ-3 применяется для удостоверения страны происхождения товаров, происходящих из Исламской республики Иран.

При соблюдении всех вышеперечисленных условий декларант вправе использовать тарифную преференцию в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины либо применения нулевой ставки.

Тарифная льгота предоставляется в форме освобождения от уплаты таможенной пошлины и не зависит от страны происхождения товаров

В качестве основания применения тарифной льготы выступает категория товара, цель его ввоза. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Предоставление тарифных льгот на ввозимые товары осуществляется согласно приложению № 6 к Договору о ЕАЭС.

Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза из третьих стран:

  • товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда). Порядок применения тарифных льгот в отношении таких товаров устанавливается Комиссией;
  • товаров, ввозимых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Комиссией;
  • продукции морского промысла судов государств-членов, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими и (или) физическими лицами государств-членов;
  • валюты государств-членов, валюты третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценных бумаг в соответствии с законодательством государств-членов;
  • товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф;
  • товаров, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях и (или) признаваемых в соответствии с законодательством государств-членов в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия).

Кроме того, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (п. 7) предусмотрено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении отдельных категорий товаров с учетом определенных условий их ввоза и цели дальнейшего использования. Например:

  • моторные транспортные средства товарных позиций 8701, 8702, 8704, 8705 ТН ВЭД ЕАЭС, произведенные хозяйствующими субъектами государств-участников Таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка»;
  • оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств-участников Таможенного союза;
  • технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-участника Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства участника Таможенного союза.

Порядок применения тарифных льгот определен Решением Комиссии Таможенного союза. Тарифными льготами можно признать также ввоз товаров на таможенную территорию в рамках определенных таможенных процедур, предусматривающих освобождение от уплаты таможенных пошлин (например, при использовании таможенной процедуры таможенного склада) либо снижение суммы таможенной пошлины (например, при процедуре временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных платежей).

Термин «тарифная льгота» используется и в Законе «О таможенном тарифе» для обозначения льготы в виде освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины или снижения ставки вывозной таможенной пошлины в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации.

Тарифные льготы на вывозимые товары устанавливаются Законом РФ «О таможенном тарифе» и не могут носить индивидуальный характер.

Так, согласно статье 35 Закона РФ «О таможенном тарифе» от таможенных пошлин освобождаются, в частности:

  1. Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство.
  2. Товары, вывозимые из Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации в страны, не являющиеся государствами-членами Таможенного союза, в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия).
  3. Товары, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, вывозимые из Российской Федерации в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов.
  4. Товары (продукция), вывозимые из Российской Федерации, произведенные при реализации соглашения о разделе продукции и принадлежащие сторонам соглашения о разделе продукции.
  5. Следующие товары, вывозимые из Российской Федерации и полученные (произведенные) при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья: нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), газовый конденсат природный, газ природный сжиженный и в газообразном состоянии, широкая фракция легких углеводородов (применение льготы носит временный характер – до 31.03.2023 года – и зависит от месторождения сырья).
  6. Следующие товары, вывозимые из Российской Федерации и полученные (произведенные) при разработке морского месторождения углеводородного сырья, при этом не являющегося новым морским месторождением углеводородного сырья в соответствии со статьей 11.1 Налогового кодекса Российской Федерации: газовый конденсат природный, нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), газ природный сжиженный (зависит от месторождения) и иные категории товаров.

По решению Правительства Российской Федерации могут предоставляться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:

  • вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, тарифные льготы на экспортируемые товары также предоставляются с учетом специфики самого товара, условий и целей его вывоза с территории России.

Порядок и условия установления и применения тарифных квот регулируется как законодательством ЕАЭС, так и внутренним законодательством России. Так, согласно Договору о ЕАЭС тарифная квота – мера регулирования ввоза на таможенную территорию Союза отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в пределах установленного количества (в натуральном или стоимостном выражении) в течение определенного периода и сверх такого количества (Приложение № 6 к Договору о ЕАЭС).

Тарифные квоты устанавливаются в том случае, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на таможенной территории Союза. Объем тарифной квоты в отношении отдельного вида сельскохозяйственных товаров, происходящего из третьих стран и ввозимого на таможенную территорию Союза, устанавливается Евразийской Экономической Комиссией и не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на таможенной территории Союза и объемом производства аналогичного товара на таможенной территории Союза.

Ежегодно определяются объемы тарифных квот на определенные категории сельскохозяйственной продукции (мясо, молочные товары и т.д.) для государств-участников ЕАЭС, которые впоследствии распределяют эти квоты между участниками ВЭД.

При этом, согласно ч. 2 ст. Договора о ЕАЭС, к товарам, ввозимым на таможенную территорию Союза в пределах установленного объема тарифной квоты, применяются соответствующие ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ (для квотриуемых товаров устанавливаются специальные коды ТН ВЭД ЕАЭС). Это так называемая внутриквотная ставка. Внеквотная ставка – это ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые сверх определенной тарифной квоты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)