Нормативное регулирование процедуры возврата таможенных пошлин

На практике возникают случаи, когда участник ВЭД перечисляет в качестве таможенных платежей в бюджет большую сумму, нежели требуется. Происходит это по различным причинам, начиная от банальной ошибки в расчетах и заканчивая взысканием таможенных платежей таможенными органами. Нормативная база, регулирующая основания и порядок возврата таможенных платежей, обширна. В частности, вопросы возврата регулируются Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973), действующей на территории России с 2011 г.

Согласно правилам, установленным Киотской конвенцией, возврат пошлин и налогов производится в следующих случаях:

  1. Когда установлено, что произошло излишнее взыскание пошлин и налогов в результате ошибки при их начислении.
  2. Если на момент импорта или экспорта в импортируемых или экспортируемых товарах были обнаружены дефекты или они каким-либо иным образом не соответствовали согласованным спецификациям и они подлежат возврату поставщику либо иному указанному им лицу.
  3. Таможенная служба дает разрешение на помещение товаров, первоначально заявленных под процедурой с уплатой пошлин и налогов, под другую таможенную процедуру, производится возврат любых пошлин и налогов, превышающих сумму, подлежащую уплате в соответствии с новой процедурой.

В Конвенции установлено требование о том, чтобы решения по заявлениям о возврате принимались и сообщались заинтересованным лицам в письменной форме без ненужных промедлений, а возврат излишне взысканных сумм осуществлялся в возможно короткие сроки после проверки заявлений. Кроме того, в национальном законодательстве допускается устанавливать минимальную сумму, меньше которой возврат не осуществляется.

Глава 10 ТК ЕАЭС содержит всего две статьи, определяющие общие основания и порядок возврата таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств

Согласно ст. 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.

Закон № 289-ФЗ содержит главу 11, определяющую основания и порядок возврата таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, однако ее положения вступят в силу и будут применяться только со дня вступления в силу Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Ереване 01.10.2019). До этого момента применению подлежат соответствующие положения Закона № 311-ФЗ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)