Культурно-воспитательная работа с осужденными в 40–50-х годах 20 века

К началу 40-х гг. XX в., а также в условиях Великой отечественной войны культурно-воспитательная работа практически не проводилась, основным ее направлением являлась активизация трудовой активности осужденных.

Несмотря на трудности, в годы войны в фонд обо­роны страны от осужденных поступило взносов бо­лее 40 млн рублей, значительное количество золотых и серебря­ных предметов. Многие заключенные выражали желание пойти на фронт, значительная часть из них направлялась в действующую армию, в так называемые заградительные отряды (по некоторым сведениям – до 600 тыс. человек).

14 за­ключенных были удостоены звания Героя Советского Союза, 312 – награждены орденами и медалями, 91 заключенному было при­своено офицерское звание, 36 – приняты в ряды ВКП(б)1. Вместе с тем политика СССР того времени не позволяла направлять на фронт осужденных за политические преступления.

С окончанием войны ставилась задача по усилению культурно-воспитательной работы среди заключенных. В 1949 г. четко сформулированы основные направления культурно-воспитательной работы с заключенными: политико-массовая, про­изводственно-массовая, культурно-массовая работа, обеспечение режима содержания, улучшение быта. Определялись конкретные формы реализации этих направлений.

Интересно
В соответствии с указания­ми возобновлялась сеть стационарных библиотек при культур­но-воспитательных отделах (отделениях) и библиотек-передвижек для обеспечения заключенных книгами. Вновь открывались начальные школы по ликвидации неграмотности и малограмотности.

При культурно-воспитательной части (КВЧ) предусматривалось создание культсоветов из заключенных (7–9 человек) и секций при них. Вводилось квартальное и месяч­ное планирование данной работы.

По особому в лагерях НКВД была организована работа с военнопленными (с 1939 г. – финскими, 1940 г. – польскими и 1941 г. – немецкими пленными). Данная работа носила выраженный пропагандистско-политический характер. В годы Великой Отечественной войны она носила антифашистский характер. С 1943–1944 гг. к данной работе стали привлекать и заключенных.

С весны 1945 г. в большинстве лагерей организуются кружки, где изучается политэкономия, марксистская теория, доклады и речи руководителей советского государства

В 1946 г. в основу политвоспитания было положено проведение политдокладов, бесед и политинформаций, которые основывались на материалах центральной советской печати.

Отличительной чертой политработы с военнопленными в послевоенные годы становится ее дифференциация в зависимости от профессионально-возрастного состава контингента. В лагерях появляются профессиональные кружки, которые объединяют рабочих, врачей, педагогов, юристов. Например, в кружках рабочих обсуждались проблемы, связанные с положением пролетариата в восточной и западной оккупационных зонах Германии.

Среди учителей живой отклик находили темы, посвященные новаторским инициативам в педагогике и практике советской школы. Таким образом, идеологическое перевоспитание проводилось дифференцированно, в зависимости от профессиональной ориентации военнопленных.

Существенное влияние на качественное обновление кадрового соста­ва оказало введение в 1950 г. офицерских званий для инспек­торского состава культурно-воспитательных отделов ИТЛ МВД СССР.

В 1952 г. МВД СССР разрабатывались Организацион­но-методи­ческие указания по проведению культурно-воспитатель­ной работы среди заключенных в лагерях и колониях МВД СССР.

Администрации ИТУ вновь разрешалось использовать культвоспиторганизаторов из числа заключенных. В штрафных подразделениях главное внимание уделялось органи­зации индивидуальной работы с заключенными. Уточнялись категории заключенных, которые могли бы привлекаться в качестве преподавателей для ликвидации неграмотности и малограмотнос­ти. Определялся порядок выпуска стенной и сатирической печати, световых и радиогазет. Заключенным вновь было разрешено выписывать газеты и журналы.

Предусматривалось привлечение к перевоспитанию заключенных партийно-комсомольского актива администрации. Культурно-воспитательные отделы (отделения) обязывались периодически проводить конкурсы по отдельным видам искусства среди заключенных (не менее двух раз в год – смотры стенной печати) и ежеквартально подводить итоги трудового соревнования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)