Культурно-этические предпосылки формирования основ делового общения

Всю свою историю люди ищут оптимальный способ взаимодействия, те правила, следование которым обеспечат гармонию в социальных отношениях. Именно культура, как «сложная целостность, которая включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества» (Э. Тейлор), исторически выступает одним из главных регуляторов складывающихся социальных отношений, в том числе и в деловой сфере.

Явления культуры типизируют общение и формируют различные человеческие, как духовные, так и физические, качества, превращая их в привычки, которые можно назвать массовыми Для понимания культуры общения интересными представляются подходы исследователей к определению сущностных характеристик данного феномена.

Одни исследователи рассматривают культуру общения в широком смысле как совокупность норм, способов, форм взаимодействий людей, которые приняты в определенной социальной группе как своеобразные эталоны общения.

Другие к культуре общения относят фактически все принятые в той или иной культурной общности способы выразить мысль и чувство, отношение к другому человеку или самому себе:

  • слова, организованные в речь, ее динамические характеристики, интонации; выражение лица;
  • поза;
  • жесты, внешность и т. п., которые обеспечивают возможность взаимопонимания и взаимодействия.

В последнее время все больше исследователей отождествляют деловую культуру с этикой общения, считая, что нравственные параметры процесса общения определяют его сущность, направленность и уровень деловой культуры. Под культурой делового общения понимается высокий уровень умения общаться в деловом мире, предполагающий искусство говорить и слушать, объективно воспринимать и правильно понимать партнера по общению, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов.

В настоящее время наиболее распространенным и приемлемым является представление о культуре делового общения как о сложной интегративной системе, состоящей из следующих базовых подсистем: нормы, ценности, знания и символы, которые определяют и регулируют весь процесс деловой коммуникации.

Современные культурные и этические основы делового общения складывались на протяжении многих веков и сформировали ведущие культурные традиции современного делового общения.

Так, базовые принципы человеческого общения, оформленные в рамках религиозных норм и принципов, закреплены во всех важнейших религиях мира: христианстве, исламе, буддизме и представляют собой комплекс моральных представлений о поведенческих нормах данного социума.

В христианстве и буддизме присутствуют наставления в правильном поведении человека во всех областях его жизни, не только личной, но и в семье, государстве, обществе. А ислам и иудаизм включают этико-правовые предписания должного поведения в качестве самостоятельной части религиозной системы.

Исторически можно зафиксировать развитие двух противоположных по своей культурно-этической ориентации тенденций, формирующих в том числе и современные основы делового взаимодействия: гуманистической и утилитарно-прагматической. Первая, гуманистическая, основанная на принципах человеколюбия и уважительного отношения к партнерам по общению, ориентировалась на компромисс и стремление к утверждению добродетели в общении с другими людьми.

В рамках данной традиции развивались идеи Академии Платона, утверждались такие принципы общения, как благо, добро, истина, справедливость, умеренность, благоразумие. Следует иметь в виду, что для Платона общение с учениками в Академии было профессиональным занятием, именно деловым общением. И сегодня актуальны такие советы античного философа, как «говори к месту», «не позволяй языку опережать свой разум», «ничего сверх меры». Эти универсальные принципы определяли деловое общение того времени и не потеряли своей актуальности сегодня.

Один из известных моральных законов любого общения — «практический императив» — сформулирован в рамках гуманистической тенденции величайшим немецким философом И. Кантом.

Он гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству». Реализация этого данного закона в практике общения не позволяет относиться к человеку как к «вещи», использовать его в своих интересах, обманывать и предавать. По своему существу практический императив Канта направлен против манипулятивного общения и манипулятивных технологий, широко распространенных в практике современного делового общения.

Положения гуманистической традиции не потеряли своей актуальности и для современной среды делового общения. Когда в 1924 г. Комитетом по этике бизнеса при Торговой палате США впервые в истории был разработан национальный этический кодекс ведения бизнеса, то в нем отмечалось, что в основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений и эффективного оказания услуг.

Другая тенденция в развитии деловой культуры — утилитарно-прагматическая — ориентирует деловые отношения на жесткий прагматизм, максимизацию прибыли любой ценой, расчет и эгоизм. Она формировалась в контексте политических и экономических теорий. Зарождению утилитарно-прагматического направления в культуре делового общения в немалой степени способствовал макиавеллизм — учение итальянского мыслителя XVII в. Н. Макиавелли.

Основная идея данного учения: политика и мораль — это две плоскости, которые никогда не пересекаются. Для достижения и удержания власти все средства хороши, цель — оправдывает любые средства, а социальные, моральные факторы — всего лишь внешние рамки, которые можно и не учитывать.

Таким образом, принцип экономической и политической выгоды по существу был возведен на уровень определенной нормативной ценности, которой должен следовать человек в своих деловых отношениях. Этот тип отношений получил название «деловой макиавеллизм» и стал основополагающим для обоснования принципов делового общения во многих экономических теориях XIX–XX вв.

Созданный классиками политической экономии образ «экономического человека», который в своей хозяйственной деятельности руководствуется только одним мотивом — экономической выгодой, прочно вошел в практику делового общения, особенно в начале становления капиталистических отношений. Принцип экономической выгоды по существу был возведен на уровень определенной нормативной ценности общения, которому должен следовать «человек экономический» в своих деловых отношениях.

Впоследствии данная жесткая позиция прошла корректировку временем, но традиции рационализации делового общения не утратили своей популярности и получили дальнейшее развитие. Для немецкого ученого М. Вебера понятие рационального является основным для анализа деловых отношений капиталистической эпохи и обозначает множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчета, измерения и контроля.

Интересно
Правда, по М Веберу, деловая рационализация может иметь два вектора развития. Она может протекать позитивно, в направлении сознательной ценностной рационализации и тогда в основе деловых отношений лежат общечеловеческие ценности: долг, ответственность, честь, справедливость.

Но если рационализация имеет негативный вектор, тогда она протекает за счет вытеснения ценностно-рационального общения в пользу целерациональности, при которой разрушается вера в основные ценности, а в основе деловых отношений лежат принципы выгоды, расчета и невнимания к человеческим нуждам. М. Вебер критиковал «безудержное стремление к наживе», максимизацию прибыли, присущие поведению «экономического человека» в американской деловой культуре, считал, что накопление капитала, превращенное в самоцель, не только противоречит нормам этики отношений, но и лишено всякого нормативно-этического содержания.

Развитие культуры делового общения в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством. Основы российских норм делового поведения складываются в период становления Московского царства (XV — начало XVI в.), когда сильна была централизация власти и отчужденность от Запада, что способствовало формированию в деловом поведении подозрительности к иностранцам, привычку действовать «всем миром», склонности строить на обмане торговые отношения с чужими, слабого уважения к «букве закона».

С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения в мировую торговлю происходит постепенное усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.

В обиход вошли такие понятия и правила, как «слово — вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет» и др. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.

Для современной России проблемы деловой культуры приобретают особое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране. Эксперты отмечают, что деловая культура России занимает по ряду параметров промежуточное положение между западной и восточной культурами.

Рост занятости россиян на иностранных и совместных предприятиях актуализирует вопросы взаимодействия различных культур на всех уровнях ведения бизнеса — от рабочих мест до топменеджмента. Знание полярных особенностей культур позволяет ориентироваться в ситуациях межкультурных коммуникаций, оптимизировать отношения с инокультурной общественностью.

В целом, несмотря на всеобщую глобализацию, различия в деловых культурах и по сей день остаются значительными, тогда как современные внутренние и внешние экономические отношения предъявляют повышенные требования к соблюдению общепринятых форм делового общения, этикета, этических норм.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)