Культура ранних цивилизаций

Древняя история развивалась не только во времени, но и в пространстве.То одни, то другие народы становились носителями культурного прогресса, как бы фокусом мировой истории, на века, иногда на тысячелетия. Потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки. “И зарастали дворцы их колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни их”. Чем дальше в глубину веков, тем более разобщенно, локально протекали процессы исторического и культурного развития.

Видимо, среди древних центров цивилизации были и такие, которые рождались и гибли замкнуто, ничего не передав будущему. И только старые камни в степях и пустынях, уцелевшие руины и иногда сохранившиеся на них загадочные письмена свидетельствуют: здесь некогда было нечто… Древние цивилизации возникли четыре тысячи лет до н. э. Это Вавилон, Шумеры, Ассирия, Урарту, Египет.

Среди ранних цивилизаций было одно государство, которое просуществовало недолго – около трех тысяч лет, но создало высокую и утонченную культуру, которая питала многие другие культуры. Трудно представить историю архитектуры без пирамид, обелисков, колоннад , изобразительное искусство – без скульптурного портрета, без показа человеческих чувств, без пейзажа. Но может быть еще труднее осознать, что все эти высокие достижения художественного творчества в истории были созданы одним и тем же народом. Это египетяне.

Интересно
Весь мир знает три безупречно правильные четырехгранные пирамиды (гробницы фараонов) – Хеопса, Хефрена, Микерина. Они стоят уже около сорока веков. Облицовка их не сохранилась, внутри они разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить их идеальную форму. Самая высокая из них не имеет себе равных в мире. Ее высота – 146 метров, длина основания каждой грани – 230 метров. Внутри она не полая – это почти сплошной камень, только внизу прорезана узкими коридорами, ведущими в усыпальницу фараона. Подсчитано, что для того чтобыперевезти все камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов!

Но строили пирамиду рабы голыми руками! Это поистине потрясающий памятник непреклонной воли фараона и каторжного труда сотен тысяч рабов. Подсыпая песок под деревянные трубочки, вращаемые между ладонями, день за днем рабы сверлили скалу. Недели и месяцы уходили на то, чтобы высверлить параллельные ряды отверстий. В эти отверстия забивали деревянные колышки. Колышки ежедневно поливали водой, иногда месяцами, пока дерево, разбухнув, с силой не разрывало камень.

Отделившуюся глыбу обтесывали в форме бруса, величина которого могла быть различной, но отношение высоты, ширины и длины было постоянным, ибо оно выражало Священную Гармонию Вселенной. Пирамида служила не только гробницей, но и мерой величия фараона. Ее форма означала Вечность, а отношение граней – Гармонию Вселенной.

Поэтому пропорции, расчеты углов наклона составляли священную тайну жрецов, которые и руководили строительством пирамид. Обеспечение царю безмятежности за гробом считалось целью жизни всего народа, искусство же почиталось средством обеспечения Вечности. Оно служило заупокойному культу. Саркофаги и утварь, которой фараону предстояло пользоваться в потустороннем мире, изготовляли из золота или камня.

Художники Древнего Египта трудились годами и десятилетиями над творениями, предназначенными для темноты гробницы. Египтяне верили, что после суда и очищения наступает загробная жизнь, во всем похожая на земную. И вот тут и заключается самое главное в системе египетских культов. Чтобы умерший мог счастливо жить за гробом, его надо было снабдить всем, чем он владел на земле. Всем – вплоть до его собственного тела. Отсюда и возник обычай бальзамирования.

Египтяне верили, что в момент смерти душа отделяется от тела, но впоследствии возвращается в свою оболочку. Верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное – призрачный двойник человека, его жизненная сила КА. Нужно чтобы КА всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее. Тогда душа умершего будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому кроме самой мумии в гробницу помещали и портретную статую умершего, причем портрет должен быть очень похожим, иначе как же КА опознает свой облик!

Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Древнего Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты лица, но выражение лица остается отвлеченным, психологически нерасшифрованным.
Египетские портреты были именно такими – спокойно-бесстрастными, лишь иногда в них просматривался характер. Голова царицы Нефертити (XIV век до н.э.) – изображение, знаменитое не менее чем Джоконда или Сикстинская мадонна. Красота Нефертити, что в переводе означает прекрасная пришла – так называли царицу египтяне, победила время. И не только сам царь был очарован Нефертити.

“Прекрасная ликом”, “сладостная голосом”, “ владычица прелести” – так отзывались о ней современники. Давно утихли страсти той далекой эпохи, но до нас дошли и волнующая красота Нефертити, и проникновенные стихи Эхнатона, посвященные ей: “Услаждается сердце мое женою, пусть живет она вечно, вековечно, и состарится после этой тысячи лет”.

Для счастливой загробной жизни фараона мало было сохранить его тело, нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Другие древние народы поступали просто и жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его слуг, жену и хоронили их вместе с господином. Но жертв, а требовала только искусства. Не палачи, а художники обеспечивали умершему благополучие. На стенах гробницы рисовали подробную повесть
о земной жизни. И никто бы этого не увидел, если бы не пытливость археологов.

В культуре Древнего Египта искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому было неважным – видит ли кто-нибудь художественное произведение или нет. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само по себе сущим, само по себе заключающим жизненное начало.

Интересно
Понятно что труд художника считался священнодейственным. Художники часто были жрецами, окруженные почетом и уважением. Но все-таки воля художника была ограниченой: он должен был хранить священный канон. Что такое канон? Это определенный тип изображения, нарушать который было нельзя. Египетский канон в скульптуре – это прямостоячая фигура, голова которой чуть приподнята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены, прижаты к телу. В рельефе – это “распластывание” фигуры, голова и ноги изображались в профиль, а торс – развернутым. Вся фигура обрисована единой упругой линией.

Часто среди рисунков, рельефов можно было увидеть и иероглифы. Изображения и надпись – нечто цельное, единое, так как пиктография была основой и письменности, и искусства. А письменность и искусство были делом жрецов. Это часть религии. Но вернемся к гробницам. Египтяне заботливо оформляли усыпальницы не только внутри, но и у входа: ставили стража, который должен внушать трепет смертным. Самым надежным стражем считался собственный сфинкс.

Например, Аменхотеп III стал ещё при жизни заботиться о своем загробном будущем. У входа в его заупокойный храм восседали два сфинкса.
Они уникальны по размерам: их глаза – на уровне высоты пятиэтажного дома, кисти рук так велики, что по ним мог гулять взрослый человек. В начале I тысячелетии до н.э. могущество Египта пошло на убыль. В VI веке до н.э. Египет был завоеван Персией и низведен до положения провинции. Храм Аменхотепа III превратился в руины. Но огром В 322 году до н.э. войска Александра Македонского, завоевавшие Египет, обнаружили на окраине Фив двух каменных колоссов. От храма Аменхотепа III не осталось и следа, а каменные гиганты, величественно восседавшие среди пустыни, производили пугающее впечатление.

Пески в этой местности обладали свойством издавать скрипучие звуки. Казалось будто сфинксы поют и стонут. Гробницам фараонов полагалось навеки быть скрытыми от глаз людских. Их тщательно маскировали, вход в гробницу замуровывали. Но и это не спасло их от грабителей. Почти все гробницы, содержащие несметные сокровища, были разграблены еще в древности. Единственная оставшаяся почти нетронутой – знаменитая гробница Тутанхамона, открытая археологами в 1922 году и показавшая бесчисленные богатства фараонов. В ней были найдены золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато украшенное оружие, драгоценные камни, сосуды.

Открытие гробницы Тутанхамона стало археологической сенсацией. Общий вес золота, обнаруженного в ней, превысил тонну! Упадок египетской культуры связан прежде всего с полосой тяжелых и длительных войн и завоеваний Египта ливийцами, эфиопами, ассирийцами и персами. Завоевание Египта открыло новый период в истории культуры, много веков спустя получивший название эпоха эллинизма, которая интересна взаимопроникновением древневосточной и античной культур.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)