Культура как связующее начало цивилизации

Специфику конкретной цивилизации, ее образ определяет культура. Культура является неотъемлемым элементом всех цивилизационных механизмов. Без нее они бы не имели субъекта действия и той цивилизованной среды, в которой они только и могут функционировать.

При всех противоречиях, столкновениях, конфликтах в обществе, она создает преграды на пути его распада, служит важнейшим фактором его сохранения. Она формирует человека данной цивилизации, ибо он обретает свои человеческие черты, усваивая язык и культуру. Последняя играет по отношению к цивилизации формообразующую роль.

Интересно
В.М. Межуев считает, что культура является гуманизирующим началом цивилизации. По его мнению, возникая на основе общественного разделения труда, цивилизация тем самым обретает частичного человека, а культура всегда имеет дело с целостной личностью. В этой изящной идее есть доля истины, но нельзя согласиться с явным противопоставлением цивилизации и культуры.

Наконец, культура, выполняя интегративную функцию, становится связующим началом цивилизации. От нее зависит не только облик цивилизации, ее особенности, ее отличие от других, но и сохранение ее целостности во времени. Причем ценности и нормы культуры, традиции, верования и обычаи выполняют свою роль, действуя как в составе социальных механизмов, так и самостоятельно.

К числу наиболее сильных связующих звеньев, способных объединять людей одной культуры, относятся традиции. Человек с рождения попадает в определенную систему традиций, усваивает их, и они становятся как бы его собственной природой, неотделимой от него.

Люди, сформировавшиеся в общей системе традиций, всегда ближе друг другу, могут лучше понимать друг друга, чем люди разных культурных традиций. Здесь уже необходим диалог и выяснение отношений.

Как механизм регуляции человеческих отношений и действий, традиции и обычаи в большинстве случаев, во-первых, регламентируют поведение людей, и, во-вторых, ставят их в относительно жесткие рамки.

Особенно велико влияние и объединяющее значение традиций в обществах, получивших название традиционных, существовавших относительно замкнуто и обособленно, когда связи между странами и регионами были недостаточно развиты.

Неприятие нового, застойность, санкции за нарушение традиции – характерная особенность этих обществ. В динамично развивающихся индустриальных обществах традиции сохраняются, ибо ни одно общество не может существовать без традиций, но меняется их содержание, ослабляется функция регламентации поведения. На первый план выходят идеалы, ценности и нормы культуры. Механизм их действия значительно отличается от традиционного и соответствует более высокому уровню цивилизационного развития.

Прежде всего, идеалы и ценности уже не впитываются «с молоком матери», а принимаются сознательно, хотя психологическая основа для принятия или неприятия тех или иных ценностей может закладываться еще в очень раннем возрасте.

В отличие от традиций, они не регламентируют поведение, а задают лишь некоторые общие и достаточно широкие рамки, оставляя человеку возможность выбора в этих рамках того или иного конкретного способа деятельности.

Значит, они отвечают потребностям не малоподвижного, а динамичного, развивающегося общества и предназначены регулировать поведение свободного человека, имеющего возможность и право выбора образа жизни и деятельности. Но сам набор идеалов, ценностей и норм формируется в сфере культуры так, чтобы их утверждение служило связующим началом данной цивилизации, способствовало сохранению ее целостности.

Мощным формообразующим и связующим фактором в становлении и развитии цивилизаций является религия. По этому критерию А. Тойнби выделил 21 цивилизацию. Большинство из них являются мертвыми. А. Тойнби рассматривает их как предшественниц современных живых цивилизаций, кроме нескольких, например, египетской («Египетское общество, насколько мы можем об этом судить, не оставило в современном мире преемников».

Античная культура и иудейско-христианская религиозная традиция — истоки западной, христианской цивилизации. На наш взгляд, Россия является ее разновидностью. Вообще ее цивилизационную идентичность определяют по-разному. А. Тойнби, а вслед за ним и С. Хантингтон, считают ее православной цивилизацией. Утверждает себя в современном мире исламская цивилизация.

Отдельно стоит вопрос о Китае. Безусловно, Китай — особая цивилизация. Ее называют конфуцианской. Правда, конфуцианство не является религиозным учением. Однако как систему традиционных для страны верований его можно рассматривать в качестве основы цивилизации.

Религия тоже представляет собой феномен культуры, специфика которой в том, что она основана на вере. Каждая религия объединяет единоверцев и отторгает людей другой веры.

Настоящая религиозная вера – очень глубокое чувство, и объединение на началах веры связывает людей весьма прочными узами.

Религия — всеохватывающая форма духовной культуры. Она объемлет и традиции, и ценности, и нормы, дает санкцию принципам морали, т. е. всю духовную сферу окрашивает в определенный цвет, действительно выступая формообразующим началом цивилизации.

Различные развитые религии выполняют в рамках конкретной цивилизации интегративные функции, которые ограничивают, однако, имеющиеся внутри каждой из этих религий расхождения, а иногда и серьезные конфликты между конфессиями, направлениями и т. д. А противостояние разных религий играет определенную роль в развитии межцивилизационных противоречий.

Итак, культурная общность является самой глубинной основой не только формирования, но и сохранения целостности цивилизации. Но determinatio est negatio — всякое локальное объединение по тем же признакам, которые его определяют, отличается от других и нередко противостоит им.

Цивилизации различаются по характеру образующих их культур. Объединяя людей на локальном уровне, разные культуры разъединяют их на глобальном. Поэтому вопрос о сохранении цивилизаций всегда имел не только внутреннюю, но и внешнюю стороны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)