Кризисы профессионального становления

В.И. Слободчиков определяет специфику возраста как “смену режима индивидуальной жизни”, как смену самости и единичности. Соответственно выделяются две группы кризисов:

  • кризисы “рождения” (“так жить нельзя”);
  • кризисы развития (“хочу быть, как ты”), поиск новых способов самоопределения.

Известный зарубежный психолог Г. Шихи выделяет основные кризисы взрослого человека:

  • Кризис “вырывания корней” (18-22 лет) характеризуется следующим.

Позиция молодого человека часто выражается в девизе: “Я знаю, чего хочу!”. Юноша нередко впадает в фантазии в процессе проверки этих убеждений. Одна часть молодого человека пытается стать индивидуальностью, а другая – обеспечить свою безопасность и комфорт (на этой основе и возникает основное противоречие…). “Если в этот момент кризис личности отсутствует, то он проявится позднее, на переходной степени, и тогда ударит больнее”, – пишет Г.Шихи.

  • Искания в двадцать лет” (23 года).

Повзрослевший молодой человек все больше стремится делать то, что “должно”. Но это “должно” сильно зависит от модели семьи, влияния культуры и предрассудков нашего общества. Типичное заблуждение двадцатилетних – “убеждение в том, что выбор, который они сделали, является окончательным”. Два основных импульса в период такого кризиса:

  • создать комфорт и безопасность по готовому образцу (но такие люди чувствуют себя словно “взаперти”);
  • стремление экспериментировать (но здесь можно “растратить свои двадцатые годы в затянувшемся переходном периоде”).

Молодые люди по-прежнему сопротивляются влиянию родительского воспитания – их девиз: “Это не я. Я совсем другой”.

  • Попытка “осознать свои тридцать” (30 лет).

Здесь нередко происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцатые годы оказался неудачным – стремление обвинить в этом “всех и вся”. Основная критика прежних выборов: не было места для карьеры, слишком фантастичные выборы (типа, “хочу стать Президентом”)… Часто возникает стремление “начать все сначала”. Появляется серьезное стремление создать семью, построить дом…

  • Кризис “середины жизни” (35-37 лет), по мнению Г. Шихи, – наиболее тяжелый, рубежный кризис.

Часто происходит “утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей – любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса”. “Время начинает сокращаться”… Усиливается “ощущение того, что “независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли и сейчас оно рвется наружу”.

Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины (ощущение того, что следующий выбор – это ее “последний шанс”, но позже возрастает спокойствие и уверенность, что многое еще впереди…). “В период интенсивной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его вперед”. Он все больше беспокоится о своем здоровье, удивляется: “И это все?” Все чаще мужчины стремятся начать к середине жизни новое дело. У кого-то все чаще проявляется “потребность в развитии этической грани личности”.

  • Обновление или покорность (“проблема 45 лет”).
Если человек проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие кризисы, то к 45 годам появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человек смирился со своим положением, то появляется чувство покорности: человек лишается поддержки и безопасности тех, с кем он еще недавно поддерживал активные отношения; друзья вырастают и уходят; дети становятся незнакомыми людьми; карьера превращается просто в работу… Все эти события будут ощущаться как “несостоявшиеся”. Новый кризис появится где-то к 50-ти годам. Но если человек обретет для себя новую цель (смысл), то эти годы могут стать лучшими в жизни.

Обозначая общую логику и основные кризисы развития взрослого человека, Б. Ливехуд также делает акцент на изменении ценностно-смысловой сферы личности.

Он выделяет следующие основные фазы жизни:

  • душевное восприятие, рост (до 20 лет);
  • экспансивная фаза.

Переработка опыта, характеризуется равновесием между биологической и духовной линией развития (20-40 лет);

  • социальная фаза или фаза руководства: отдача своего опыта, характеризуется опережением духовного развития и угасанием биологической линии развития “Печатью биологического развития более всего отмечен период перед наступлением взрослости… – пишет Б. Ливехуд. – Психическое (духовное) развитие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в средней фазе жизни…

Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни, оно как бы компенсирует угасание биологического развития…”.

Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает Э.Ф. Зеер. Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического).

Общая схема соотношения разных типов кризисов:

  • нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления – это все возрастные кризисы;
  • ненормативные (необязательные) кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы…), невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты) – это все жизненные кризисы.

Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

  • Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом.
  • Социально-экономические условия жизнедеятельности человека.

Сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд.

  • Возрастные психофизиологические изменения.

Ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром “эмоционального сгорания”.

  • Вступление в новую должность (а также – участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).
  • Полная поглощенность профессиональной деятельностью. Примеры можно найти в известной книге Барбары Киллинджер “Трудоголики, респектабельные наркоманы”.

При этом, вопреки распространенному мнению, сами “трудоголики” характеризуются как: специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях.

  • Изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, “служебный роман”).

Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.

Выделяются также основные фазы кризисов профессионального развития. Еще Л.С. Выготский выделил три фазы возрастных кризисов:

  • предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития);
  • критическую (это противоречие начинает проявляться в поведении);
  • посткритическую (противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития).

Э.Ф. Зеер отмечает, что на основании идей Л.С. Выготского можно выделять и анализировать собственно кризисы профессионального развития.

Предкритическая фаза характеризуется тем, что проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем

Критическая фаза: осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт (“конфликт – ядро кризиса”).

При этом выделяются типы конфликтов профессионального развития на данной фазе:

  • мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального развития, дезинтеграцией профессиональных ориентаций и установок;
  • когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
  • поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты.

Посткритическая фаза. Но при этом способы разрешения кризиса могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)