Кризисы профессионального становления
В.И. Слободчиков определяет специфику возраста как “смену режима индивидуальной жизни”, как смену самости и единичности. Соответственно выделяются две группы кризисов:
- кризисы “рождения” (“так жить нельзя”);
- кризисы развития (“хочу быть, как ты”), поиск новых способов самоопределения.
Известный зарубежный психолог Г. Шихи выделяет основные кризисы взрослого человека:
- Кризис “вырывания корней” (18-22 лет) характеризуется следующим.
Позиция молодого человека часто выражается в девизе: “Я знаю, чего хочу!”. Юноша нередко впадает в фантазии в процессе проверки этих убеждений. Одна часть молодого человека пытается стать индивидуальностью, а другая – обеспечить свою безопасность и комфорт (на этой основе и возникает основное противоречие…). “Если в этот момент кризис личности отсутствует, то он проявится позднее, на переходной степени, и тогда ударит больнее”, – пишет Г.Шихи.
- Искания в двадцать лет” (23 года).
Повзрослевший молодой человек все больше стремится делать то, что “должно”. Но это “должно” сильно зависит от модели семьи, влияния культуры и предрассудков нашего общества. Типичное заблуждение двадцатилетних – “убеждение в том, что выбор, который они сделали, является окончательным”. Два основных импульса в период такого кризиса:
- создать комфорт и безопасность по готовому образцу (но такие люди чувствуют себя словно “взаперти”);
- стремление экспериментировать (но здесь можно “растратить свои двадцатые годы в затянувшемся переходном периоде”).
Молодые люди по-прежнему сопротивляются влиянию родительского воспитания – их девиз: “Это не я. Я совсем другой”.
- Попытка “осознать свои тридцать” (30 лет).
Здесь нередко происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцатые годы оказался неудачным – стремление обвинить в этом “всех и вся”. Основная критика прежних выборов: не было места для карьеры, слишком фантастичные выборы (типа, “хочу стать Президентом”)… Часто возникает стремление “начать все сначала”. Появляется серьезное стремление создать семью, построить дом…
- Кризис “середины жизни” (35-37 лет), по мнению Г. Шихи, – наиболее тяжелый, рубежный кризис.
Часто происходит “утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей – любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса”. “Время начинает сокращаться”… Усиливается “ощущение того, что “независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли и сейчас оно рвется наружу”.
Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины (ощущение того, что следующий выбор – это ее “последний шанс”, но позже возрастает спокойствие и уверенность, что многое еще впереди…). “В период интенсивной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его вперед”. Он все больше беспокоится о своем здоровье, удивляется: “И это все?” Все чаще мужчины стремятся начать к середине жизни новое дело. У кого-то все чаще проявляется “потребность в развитии этической грани личности”.
- Обновление или покорность (“проблема 45 лет”).
Обозначая общую логику и основные кризисы развития взрослого человека, Б. Ливехуд также делает акцент на изменении ценностно-смысловой сферы личности.
Он выделяет следующие основные фазы жизни:
- душевное восприятие, рост (до 20 лет);
- экспансивная фаза.
Переработка опыта, характеризуется равновесием между биологической и духовной линией развития (20-40 лет);
- социальная фаза или фаза руководства: отдача своего опыта, характеризуется опережением духовного развития и угасанием биологической линии развития “Печатью биологического развития более всего отмечен период перед наступлением взрослости… – пишет Б. Ливехуд. – Психическое (духовное) развитие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в средней фазе жизни…
Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни, оно как бы компенсирует угасание биологического развития…”.
Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает Э.Ф. Зеер. Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического).
Общая схема соотношения разных типов кризисов:
- нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления – это все возрастные кризисы;
- ненормативные (необязательные) кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы…), невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты) – это все жизненные кризисы.
Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:
- Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом.
- Социально-экономические условия жизнедеятельности человека.
Сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд.
- Возрастные психофизиологические изменения.
Ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром “эмоционального сгорания”.
- Вступление в новую должность (а также – участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).
- Полная поглощенность профессиональной деятельностью. Примеры можно найти в известной книге Барбары Киллинджер “Трудоголики, респектабельные наркоманы”.
При этом, вопреки распространенному мнению, сами “трудоголики” характеризуются как: специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях.
- Изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, “служебный роман”).
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.
Выделяются также основные фазы кризисов профессионального развития. Еще Л.С. Выготский выделил три фазы возрастных кризисов:
- предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития);
- критическую (это противоречие начинает проявляться в поведении);
- посткритическую (противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития).
Э.Ф. Зеер отмечает, что на основании идей Л.С. Выготского можно выделять и анализировать собственно кризисы профессионального развития.
Предкритическая фаза характеризуется тем, что проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем
Критическая фаза: осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт (“конфликт – ядро кризиса”).
При этом выделяются типы конфликтов профессионального развития на данной фазе:
- мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального развития, дезинтеграцией профессиональных ориентаций и установок;
- когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
- поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты.
Посткритическая фаза. Но при этом способы разрешения кризиса могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный.
- Психолог-профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой
- Личностный компромисс как вариант построения “успешной” карьеры
- Проблема одиночества, непонимания и непризнания в творческом труде
- Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве
- Избирательность признания и тщеславия творца
- Элитарность в искусстве и науке
- Верхние и нижние границы представлений об элитарности
- Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и “мничности” (мнимой личности)
- Элитарные ориентации самоопределяющейся личности как психологическая реальность
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу