Концепция харизмы М. Вебера

По М. Веберу, харизма – это обладание определенными дарами, исключительными способностями, которые имеют религиозные пророки, герои, политики, берсеркеры (о древнескандинавского «неистовствующий воин»). «Харизмой следует называть качество личности, – подчеркивал Вебер, – признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная богом или как образец».

С самого начала появления этого понятия в науке оно имело религиозное содержание. М. Вебер заимствовал его у Р. Зома (исследователь раннехристианских общин), который подразумевал под харизмой мистический дар религиозного пророка античности. В проявленном виде харизма обязательно принимает мистифицированные формы, близкие к религиозным, а ее эмоциональный характер сродни религиозным чувствам, поскольку харизме присущи иррациональные переживания. Поэтому ее трудно соотнести с конкретным историческим этапом, конкретной религией или конкретной политической властью.

Встреча с харизматиком благоприятно воздействует на психику человека. Она наполняет человека чувством возвышенного от общения со сверхъестественным или над человеческим, невероятными в повседневной жизни силами и чертами характера, недоступными простым смертным. Личность рассматривает харизматика как «посланника божьего» или же как образец для подражания – вождя.

К составляющей харизмы М. Вебер относил следующие элементы:

  • она должна выступать в значении некоего чуда.

Такое признание харизмы зачастую может быть не само экстраординарное явление, а объективная психологическая потребность общества в этом чуде, в ожидании им чудесного спасения от внешних
невзгод или освобождения от негативного психического состояния. Это время можно назвать не «веками разума», а «эпохами харизмы». Не случайно харизматическая власть появляется тогда, когда общество переживает серьезный кризис, поражающий всю его структуру; когда граждане перестают выражать согласие и признавать институты.

В этих ситуациях люди могут рассчитывать на личные качества своих вождей. «Аромат» и «сила» харизмы вытекают из иррациональной в своей основе природе, которая, по мнению Вебера, похожа на некое причащение, прикосновения к чему-то священному, когда «вера шире, чем принадлежность к конкретной церкви». «В силу естественно эмоционального характера самоотдачи во имя вождя, которому доверяют, подчинение может стать тотальным и, как следствие, тоталитарным»;

  • харизматик должен быть наделен не только «божественными дарами и благодатью», но и постоянно подтверждать свои исключительные способности.

Если этого не происходит, то это свидетельствует о потере им «божественной милости» или магической и героической силы, и он теряет свой авторитет в обществе. «Различные слои общества имеют различные мнения о смысле «чудес», о возможностях этих движений и об их ценности, – пишет Московичи. – Поэтому необходимо непрерывно влиять на чувства и мысли, чтобы рекрутировать «адептов» и «учеников», чтобы достичь своих целей»;

  • взаимоотношение между харизматиком и его адептами строится не на рациональном, а на эмоциональном уровне.

Здесь не учитываются сословная принадлежность, происхождение или личные пристрастия. Подбор «кадров» происходит по харизматическим качествам: «пророку» соответствуют «ученики», «военному предводителю» – «гвардия», «вождю» – «доверенные люди». Не существует ни «устройства на службу» или «смещения с должности», ни «карьеры», ни «продвижения по службе».

При этом исчезает дистанция между адептами. Усиливается рост взаимного подражания. Сподвижники харизмата ощущают себя «призванными» к чему-то великому или высокому, внутренне ассоциируя себя с самим кумиром и делом, к которому он призван.

С этого момента в обществе начинаются происходить существенные перемены: социальная жизнь приобретает определенное ускорение, разметая прошлое ментальное сопротивление и разрывая с ним связь. Ангажированность и сверхвозбуждение подогревают моральную энергию, и люди, до этого апатичные, становятся активными. Вся общность испытывает одновременно причастность к некоей «благодати».

Новообращенный начинает верить, что он действительно преобразился и восторжествовал над объективными границами реальности. Отсюда выражения, часто употребляемые для описания индивида: «переродившийся», «очистившийся», «избранный» и т.д., столь часто употребляемых в некоторых динамически религиозных системах, например, в сектах. Вебер назвал этот психо-эмоциональный феномен массовым «катарсисом».

Общий энтузиазм, охвативший общество в такие периоды истории, сближают между собой совершенно различных по своему верованию, социальному положению, уму и т.п. людей, возбуждают у них близкие идеи и эмоции. Кульминацией этого процесса становится признание носителя харизмы своим кумиром, на которого направлены горящие взгляды, надежды и чаяния людей. При этом большинство общества начинает идентифицировать и ассоциировать себя с харизматическим вождем. Харизма одного человека приобретает аутентичность благодаря спонтанной преданности всех (данная ассоциация сводится к стремлению быть не только внешне похожим на вождя, но и копировать его привычки, позы, образ жизни, манеру одеваться и т.д. (ср. с фашизмом, сталинизмом).

Итак, харизматическая личность воспринимается как «призванная» к чему-то новому и необходимому, без чего люди не могли бы жить дальше. Последующие доктрины и представления, которые кодифицируют харизматические свойства, придают им смысл. Ловко манипулируя этими доктринами и представлениями, вождь убеждает общность и добивается признания, принятия своего авторитета. Причем, чем путанее, противоречивее и абсурднее будет эта доктрина, тем динамичней и разнообразней будет история ее эволюции;

  • харизматик должен привносить новативное содержание в культурную парадигму общества. Он создает и требует выполнения новых, доселе неизвестных заповедей.

Это могут быть некие откровения, мистические видения, озарения, прорицания, внушения или же просто сила воли самого гуру. Харизматическая власть необыденна. Она резко противостоит рациональному (бюрократическому, традиционному, патриархальному, патримониальному, сословному) обществу и отрицает существующие правила и традиции прошлого. В этом смысле харизма специфически революционна;

  • чистая харизма первоначально специфически чужда экономике.

Она пренебрегает традиционными способами получения доходов (регулярная зарплата, рента
и т.д.) и использует маргинальные способы получения средств к существованию и активной деятельности: дары, милостыня и т.д. Такого рода получение «доходов» позволяет харизматической власти не втягиваться в суету обыденной жизни и держаться как бы на расстоянии от простых обывателей. Все это возвышает, к примеру, мучеников аскезы, юродивых, нищенствующие ордена, борцов за веру и пророков в глазах своих адептов; внушает обывателю мысль об их «неотмирности» или людей «не от мира сего».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)