Критерии оценки направленности конкурсного законодательства

Интересным и важным представляется выделение определенных критериев оценки направленности конкурсного законодательства. Практическая значимость выделения критериев состоит в том, что оценка в соответствии с этими критериями позволит сделать вывод о системе любого закона, либо о направленности изменений, вносимых в тот или иной конкурсный закон (для достижения цельности изложения далее мы только выделим критерии и параметры в рамках каждого критерия; анализ конкретных положений законов России, государств СНГ и Балтии будет осуществлен ниже, при рассмотрении соответствующих проблем).

Можно выделить следующие критерии:

  •  правовое положение кредиторов.

В рамках этого критерия оценка производится по следующим параметрам: конкретные возможности по инициированию конкурсного процесса; объем прав, которыми наделен кредитор; возможности по обращению кредиторов в суд с жалобами на действия должника либо управляющих; порядок определения количества голосов, которым обладает на собрании конкретный кредитор; порядок допуска к участию в собраниях кредиторов, в том числе подавших свои требования с нарушением установленных порядка и сроков; возможность (степень ее осуществления) кредиторов, чьи требования обеспечены залогом имущества должника, изъять предмет залога и получить преимущественное удовлетворение из его стоимости; и другие.

Естественно, чем больше положительных ответов дает закон на каждый из поставленных вопросов, тем более прокредиторской может быть названа система этого закона (и наоборот – продолжниковые системы предоставляют кредиторам меньше возможностей);

  • возможности, направленные на восстановление должника.

В рамках этого критерия можно выделить следующие параметры оценки: легкость введения по инициативе должника реабилитационных процедур; степень допустимого вмешательства суда при инициировании должником либо кредиторами введения восстановительных мероприятий; возможность осуществления реабилитационных процедур самим должником, т.е. его руководством; наличие механизмов проверки и опровержения действий субъекта, осуществляющего проведение восстановительных процедур.

Соответственно, чем больше у должника возможностей, направленных на реабилитацию, тем более продолжниковой является система закона;

  • определение судьбы имущества, переданного должнику во временное пользование.

В рамках этого критерия можно использовать следующие параметры: возможность собственника изъять имущество, переданное должнику, в отношении которого возбужден конкурсный процесс; возможность должника пользоваться чужим имуществом, например до окончания восстановительных процедур; возможность включения в конкурсную массу имущественных прав, которыми обладает должник.

Соответственно, чем легче допускается изъятие собственником имущества у должника, тем сложнее должнику продолжать пользоваться чужим имуществом (даже если это необходимо для целей восстановления его платежеспособности), тем более прокредиторской является направленность закона;

  • возможность привлечения каких-либо лиц к ответственности по обязательствам должника.
При этом учитываются следующие параметры: количество субъектов, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности; условия (степень легкости) привлечения субъекта к ответственности по долгам должника (например, наличие или отсутствие вины субъекта); объем субсидиарной ответственности; порядок осуществления ответственности; субъект, получающий средства.

Чем легче привлечь третьих лиц к ответственности по долгам должника, тем более прокредиторской является направленность системы, если средства, полученные от реализации этой ответственности, поступают к конкретным кредиторам. Если же эти средства направляются в конкурсную массу, то мы можем сделать вывод о продолжниковом характере данных норм.

Кроме того, нормы прокредиторских систем направлены на как можно более быструю продажу бизнеса должника. Дело в том, что, как правило, продажа бизнеса выгодна кредиторам, т.к. они получают удовлетворение из стоимости имущественного комплекса (а на начальных стадиях банкротства эта стоимость еще не успевает сильно понизиться), но невыгодна должнику, т.к. он лишается имущества, а следовательно, и надежды на восстановление платежеспособности.

В прокредиторских системах управляющий сразу после возбуждения производства по делу о банкротстве начинает искать покупателя бизнеса и, найдя его, осуществляет (как правило, с согласия кредиторов) продажу. В большинстве случаев это приводит к неизбежной ликвидации должника.

Продолжниковые системы либо не допускают продажи бизнеса на ранних стадиях банкротства, либо сопровождают ее условиями, направленными на соблюдение интересов должника.

Например, система российского права содержит нормы, позволяющие осуществить продажу бизнеса на стадии внешнего управления, но только в виде одного из мероприятий внешнего управления (т.е. при наличии доказательств того, что продажа бизнеса приведет к восстановлению платежеспособности должника – либо средств, вырученных от продажи, будет достаточно для удовлетворения всех требований и для продолжения деятельности, либо после продажи бизнеса станет возможным заключение мирового соглашения, после чего юридическое лицо продолжит нормальное функционирование).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)