Криминологическое прогнозирование региональной преступности

Сегодня уже никто не скрывает того факта, что эффективность принятия управленческих решений в сфере деятельности ОВД оставляет желать лучшего.

Многочисленные реформы, проводимые в системе МВД в последние годы, ощутимых результатов не дали. Криминологи, по крайней мере, осознали весьма важный факт, что полиция в борьбе с преступностью не может воплотить требования закона полностью, что неизбежно по двум причинам.

Во-первых, в реальной действительности полицейский сталкивается с таким количеством правонарушений, что реагировать на каждое из них должным образом физически не способен. Поэтому полицейский выбирает, на какие из них он будет реагировать в первую очередь, на какие будет реагировать по мере возможности, а на какие и вовсе не будет реагировать.

Во-вторых, применение закона требует не только понимания, но и личной интерпретации его полицейским, особенно в неоднозначных ситуациях. На практике это неизбежно приводит к субъективизму применения норм, поскольку до 80% всех отказных материалов готовят участковые уполномоченные полиции. Поэтому количество регистрируемых правонарушений очень сильно зависит от того, как конкретный полицейский будет оценивать ситуацию и толковать закон.

Сегодня многие из существующих проблем ОВД объясняются в т.ч. и низким качеством криминологического обеспечения их прогностической деятельности, что не в последнюю очередь обусловлено объективными причинами, в частности:

  • пробельностью и различием регионального законодательства в этой сфере;
  • специфичностью факторов и характеристик региона: социально-экономических, культурно-демографических, географических и др.;
  • территориальными расхождениями в основных показателях преступности.

В повседневном столкновении с криминалом правоохранители сами понимают всю показушность в борьбе с преступностью, бессистемность в сборе криминологической информации, поверхностность анализа криминальной ситуации, бесполезность прогнозов преступности (недостоверность, формализм), рассогласованность действий между различными субъектами, низкую эффективность управленческих решений.

Подтверждается это и результатами опросов сотрудников ОВД относительно эффективности взаимодействия субъектов криминологического обеспечения:

  • неудовлетворительно и скорее неудовлетворительно ее оценили 49% респондентов;
  • удовлетворительно и скорее удовлетворительно – 51%.

В деятельности ОВД одним из главных критериев эффективности выступает криминологическая обоснованность решений, принимаемых на основе прогнозирования региональной преступности. В связи с этим представляется актуальным получение новой научной информации об особенностях организации криминологического обеспечения в прогностической деятельности ОВД.

Криминологическое обеспечение прогностической деятельности ОВД в целях противодействия криминальным проявлениям привычно делят на четыре информационных блока:

  • преступность, виды преступности и отдельные преступления;
  • причины и условия преступности, ее виды и отдельные преступления;
  • лица, совершающие преступления либо систематически нарушающие административно правовые нормы, и их жертвы;
  • состояние и результаты борьбы с преступностью, ее эффективность.

Одной из важных проблем криминологического обеспечения деятельности ОВД является достоверность и полнота информации, включающая в себя сведения социально-экономической статистики, демографической статистики и криминальной статистики.

Не имея реального представления о фактическом состоянии социально-экономической, демографической и иной характеристики региона, нельзя в полной мере понять и оценить их влияние на состояние, структуру и динамику преступности. Региональные и муниципальные власти, отчитываясь перед федеральным центром, приукрашивают результаты своей работы. Особенно это бросается в глаза при оценке состояния безработицы, размеров заработных плат и пособий, уровня жизни населения территории и т.п.

Другим источником криминологической информации являются статистические данные о состоянии преступности, что представляется сегодня одной из самых важных и больных проблем в деятельности полиции многих стран. Недостоверные статистические данные о состоянии, структуре и динамике фактической преступности, о факторах, ее обусловливающих, не позволяют объективно изучить криминальную ситуацию в регионе.

Важно понимать, что только достоверная и значимая криминологическая информация может повысить эффективность прогностической и предупредительной деятельности

Такая информация должна объективно отражать состояние, во-первых, функционирования системы предупреждения преступлений, во-вторых, внешней среды с необходимой степенью точности.

Справедливости ради следует отметить, что Генеральный прокурор РФ своим приказом от 14.09.2017 утвердил Концепцию цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры РФ до 2025 г. Полагаем, что вслед за прокуратурой эту работу ускорит и МВД России, что наведет порядок в системе учета и регистрации преступлений.

Вторая проблема в сфере криминологического обеспечения прогностической деятельности ОВД – это изучение и внедрение (использование) передового опыта полиции зарубежных стран в противодействии преступности.

Сегодня деятельность европейской полиции основана на абсолютно разумных и целесообразных принципах, которые следовало бы перенять и нашей российской полиции:

  • создание организации с четкими правилами и структурой управления;
  • законность как главный приоритет в работе;
  • стратегия на минимальное применение силы;
  • повышение прозрачности и подотчетности полиции обществу;
  • приоритетное направление – предупреждение преступлений;
  • обеспечение общественной безопасности и контроль над преступностью.

Большинство европейских стран реформировало деятельность полиции путем пересмотра концептуальных основ и стандартов управления, усиления профессиональной подготовки полицейских, ускорения делопроизводства и обмена информацией, переориентации на общество и открытость для гражданского контроля.

При этом наибольшее внимание они уделяют совершенствованию нормативно-правовой базы, ужесточению регламентации деятельности полицейских структур, совершенствованию форм общественного контроля над полицией. Всего этого реально не хватает российской полиции, хотя отмеченные положения декларируются в выступлениях руководства страны и МВД России.

Современная практика борьбы с преступностью располагает следующими моделями правоохранительной деятельности:

  • традиционная полицейская деятельность, которая предполагает в основном реагирование на инциденты и обращения граждан (75%);
  • полицейская деятельность, основанная на взаимодействии с населением (15%);
  • проблемно ориентированная полицейская деятельность (7%);
  • полицейская деятельность на основе оперативных данных и достоверной информации (3%) – ПДОДИ.

Проблемно ориентированная полицейская деятельность считается относительно новой, развивающейся концепцией, предполагающей тесное сотрудничество между аналитиками (криминологами) и лицами, принимающими организационно-управленческие решения (руководителями).

Ключевыми элементами в данной модели являются систематический сбор и анализ данных, связанных с предотвращением и сокращением преступности, и наличие в штатах полиции должностей криминологов-аналитиков.

При сегодняшних темпах научно-технического прогресса преступность не стоит на месте и постоянно эволюционирует. Для изучения этой «эволюции» нужны грамотные работники с опытом практического применения.

К сожалению, современные российские криминологи – это в большинстве случаев ученые теоретики. Практика противодействия преступности сегодня заметно оторвана от научного обеспечения, и если не развивать криминологию, то она так и останется лишь научной дисциплиной.

Третья проблема, логически вытекающая из предыдущей, – это криминологическое обеспечение прогностической деятельности ОВД с использованием современных компьютерных технологий.

Сегодня информационные технологии способны предложить криминологу-аналитику богатейший инструментарий для оперативного получения необходимых сведений и их обработки, повышения скорости, качества, достоверности этих данных, придания практической значимости криминологическим исследованиям.

В настоящее время под ударом киберпреступности оказались все: и корпорации, и мелкие бизнесмены, и отдельные граждане. Каковы особенности будущей (уже сегодняшней!) преступности? Как от них защититься простому человеку? Что может сделать государство и общество в борьбе с криминалом, наркомафией и терроризмом? Ответы на эти вопросы можно найти в книге В. Овчинского, Е. Лариной «Криминал будущего уже здесь»…

Сегодня речь идет о создании на базе современных технологий (ТИАД и ГИС) интеллектуальной среды моделирования безопасного развития региона.

ТИАД (технологии интеллектуального анализа данных) позволяют перерабатывать первичную (сырую) информацию с целью получения новых продуктивных знаний, необходимых для принятия решения в неожиданных ситуациях. Они рассчитаны на пользователя с минимальной компьютерной подготовкой, хорошо зарекомендовали себя в сферах борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, экономическими преступлениями.

ГИС (геоинформационные технологии) – это многофункциональные информационные системы, предназначенные для сбора, обработки, моделирования и анализа больших данных

Они представляют собой целый класс программных продуктов, способных обрабатывать и анализировать данные пространственной локализации.

На основе ГИС-системы разработан модуль Crime Analyst, позволяющий:

  • проводить сравнительный анализ происшествий;
  • предоставлять различные способы анализа данных о преступности;
  • создавать аналитические карты по показателям преступности;
  • устанавливать и отображать очаги преступности на карте;
  • прогнозировать место и время совершения будущих преступлений.

Российские правоохранительные органы, к сожалению, такой оперативностью пока не обладают, прогрессивными технологиями редко пользуются, поскольку наша полиция не располагает в т.ч. необходимыми специалистами.

К другим видам криминологического обеспечения прогностической деятельности органов внутренних дел можно отнести:

  • мониторинг деятельности полиции по противодействию преступности;
  • криминологическую экспертизу как универсальный инструмент оценки законности, адекватности, эффективности любого вида деятельности;
  • комплексный анализ криминальной ситуации в регионе.

Прогнозы развития криминальной ситуации на обслуживаемой территории отражаются только в 80% комплексных анализов, большинство из которых не имеют под собой необходимой подтверждающей аналитической базы и не содержат в себе криминологического содержания. Отмеченное во многом совпадает и с результатами нашего исследования, проведенного в 2016 г. по заказу ГУ МВД России по Алтайскому краю.

В значительной части комплексных анализов не находят своего отражения особенности причинного комплекса преступности, эффективность проводимых профилактических мероприятий, конкретные предложения по стабилизации криминологической обстановки в регионе.

Вместе с тем оптимизировать систему криминологического обеспечения ОВД возможно, для чего необходимо:

  1. Определить и нормативно закрепить перечень субъектов криминологического обеспечения, их полномочия, механизм взаимодействия между ними и систему контроля; источники криминологической информации, ее объемы и носители, периодичность и своевременность поступления; оптимальную структуру, последовательность и содержание анализа криминальной обстановки и прогноза ее развития.
  2. Разработать информационные системы, позволяющие ОВД получать, перерабатывать, систематически пополнять и использовать криминологическую информацию на всех уровнях управления; осуществлять прогнозирование возможного развития криминальной ситуации на территории обслуживания.
  3. Осуществлять накопление криминологической информации не только в информационных базах ОВД, но и по каждому административному участку территории обслуживания.
  4. Разработать алгоритмы криминологического обеспечения ОВД по нейтрализации криминогенных угроз личности, общественному порядку и общественной безопасности, являющихся приоритетом предупредительной деятельности на территории оперативного обслуживания.
  5. Организовать на базе образовательных учреждений МВД системы подготовки специалистов по криминологическому обеспечению ОВД, повышения квалификации сотрудников аналитических подразделений, подготовки кадров высшей квалификации по программам обучения научно-педагогических кадров в адъюнктурах образовательных организаций системы МВД.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что организация криминологического обеспечения деятельности ОВД не адекватна существующим криминогенным угрозам личности, общественному порядку и общественной безопасности, поскольку на практике отсутствуют нормативная регламентация и методическое сопровождение деятельности субъектов криминологического обеспечения прогностической деятельности ОВД, информационные системы, позволяющие оперативно получать и использовать криминологическую информацию, прогнозировать возможное развитие криминальной ситуации, анализировать информацию по каждому административному участку, система подготовки сотрудников информационно-аналитических подразделений ОВД и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)