Криминологическая региональная политика в предупреждении преступности

В условиях неэффективной структуры политических и экономических институтов в целом фактически невозможно нормальное институциональное взаимодействие и региональных сообществ, в результате чего генерируемые ими импульсы социально-экономического развития становятся все менее ощутимыми. Соответственно, и политическая, и экономическая активность людей неуклонно снижается как на уровне регионов, так и России в целом.

Поэтому даже предварительная прогнозная оценка эффективности подобного механизма профилактического воздействия на причинный комплекс преступности является достаточно низкой ввиду изначальной дефектности и уязвимости самой модели централизованного управления общественными процессами на современном этапе развития человеческой цивилизации.

Состояние борьбы с преступностью в регионах во многом зависит от проводимой в отношении них региональной политики со стороны государства во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, демографической, национальной, культурной и т.п. Однако государственная политика в названных и других сферах в регионах строится независимо от особенностей географии территорий, природных, трудовых и производственных ресурсов, климатических и экологических условий.

Нарастание диспропорции в экономике, материальном обеспечении и духовности людей явилось мощнейшим криминогенным фактором роста преступности

Стремительная криминализация населения регионов явилась реакцией местной хозяйственно политической элиты в сговоре с криминальной элитой на происходящие политические и экономические перемены в стране, их желание укрепить и легализовать свои экономические позиции и политические амбиции.

Интересно
Устойчивое развитие страны во многом зависит от сбалансированного решения социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и постоянного выравнивания условий для достойного существования и самобытного развития населения. Такое развитие предполагает разработку эффективной пространственно-экономической и пространственно-социальной структуры страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации.

Это вызывает необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию каждого региона и дальнейшей интеграции их при формировании государственной политики в области устойчивого развития на основе разработки и претворения в жизнь государственной региональной политики.

Без государственного регулирования важнейших общественно-политических и иных процессов в регионах уменьшение действия криминогенных факторов невозможно, так же как без учета особенностей существования и развития региональной преступности не может быть речи об эффективной стратегии борьбы с преступностью в целом по стране.

В этих условиях встает дилемма: какую политику требуется проводить для сдерживания преступности – уголовную или криминологическую? В современной отечественной научной среде уже не вызывает серьезных возражений вопрос о самостоятельности криминологии как юридической науки. Однако дискуссионным остается роль криминологии в борьбе с преступностью наряду и в сравнении с наукой уголовного права.

Если придерживаться взгляда на криминологию как общетеоретическую науку о преступности для этих наук, то стратегию борьбы с преступностью в стране и регионах должна определять именно криминологическая политика, о которой ученые-криминологи говорят уже давно, а также региональная криминологическая политика, а не уголовная политика, как в настоящее время, тем более что в предмет уголовной политики включаются криминологические, а не уголовные понятия и институты.

Более того, проведение в регионах уголовно-правовой политики как составной части уголовной политики весьма проблематично хотя бы потому, что уголовное законодательство – это прерогатива Российской Федерации. Поэтому в регионах все же целесообразно говорить не об уголовной, а региональной криминологической политике.

Формулирование целей, задач и направлений криминологической в целом и региональной криминологической политики – важные составляющие единой национальной стратегии борьбы с преступностью в стране.

Анализ преступности в регионе создаст возможности для дифференцированного подхода к организации борьбы с преступностью в регионе (в т.ч. корректировки региональной политики в этой сфере), поможет сформулировать в общем виде рекомендации, относящиеся к региональной стратегии предупреждения преступлений, выработать управленческие решения, связанные с правовым, организационным, материальным и иным обеспечением профилактики преступлений и борьбы с преступностью в регионах России.

Территориальное многообразие России обусловливает региональную специфику преступности. Сам факт наличия территориальных различий преступности и иных форм социальной патологии, а следовательно, и необходимость дифференцированных мер по их профилактике сомнений не вызывает, эти различия закономерны и объясняются неодинаковостью социально-экономических, демографических, социокультурных и прочих факторов, образующих «причинный комплекс» антиобщественных явлений.

Интересно
Специфика региональной преступности показывает зависимость между ее причинами и условиями, неодинаково интенсивно распределяющимися территориально, с демографическими факторами, а равно с различной эффективностью профилактики.

Очевидно, что эти различия закономерны и объясняются неодинаковостью социально-экономических, демографических, социокультурных и прочих факторов, образующих и причинный комплекс антиобщественных проявлений. Поэтому региональная система социальной профилактики должна основываться на хорошем знании криминогенной ситуации в конкретном регионе, включая и состояние различных форм негативных явлений, и факторы, их обусловливающие.

Одной из целей изучения региональных особенностей преступности и факторов, ее обусловливающих, является выделение регионов с новыми социальными явлениями и процессами, определяющими и новые тенденции преступности. Не в последнюю очередь для криминолога важна проводимая политика в самих регионах. От политической и правящей элиты регионов зависит баланс интересов федерации и самих регионов в их становлении и развитии в рамках «сообщества регионов» как равноправных субъектов.

Как показывает мировой опыт, региональные особенности развития могут превращаться из тормоза в мобилизующую силу преобразования в стране. Через усиление роли региональных сообществ проявляют себя адаптационные механизмы приспособления тех или иных обществ к меняющимся условиям жизни.

В связи с этим особенности региональной преступности также могут быть использованы для успешной борьбы с ней. Для этого нужно проводить криминологическую политику как на федеральном уровне, так и региональную криминологическую политику самими регионами за счет местных ресурсов.

Аналогично классической криминологии предупреждение региональной преступности есть социально-правовой процесс, снижающий и ограничивающий в т.ч. иные явления и процессы, стимулирующие территориальную преступность.

Под общесоциальным предупреждением территориальной преступности понимается вся социально позитивная деятельность общества, государства, субъектов Российской Федерации, в частности: политическая, экономическая, нравственная, правовая и др., создающая основу для сокращения антиобщественных проявлений в обществе.

Особенностью ее является то, что оно опосредованно воздействует на преступность в процессе совершенствования всей системы общественных отношений.

Структура Концепции предупреждения преступности на федеральном и региональном уровнях практически совпадает. Различие главным образом просматривается в масштабах и в содержании мероприятий, входящих в нее.

При формировании региональной системы социальной профилактики преступлений следует учитывать, что меры ее, хотя и не направлены на борьбу с преступностью, но, как известно, могут способствовать повышению уровня благосостояния населения, уменьшению степени дифференциации доходов, поддержке неимущих слоев населения, стабилизации преступности.

Система социальной профилактики, наряду с объектами, включает ее субъекты, принимаемые меры, а также механизм их реализации, предполагающий правовое, научное, информационно-аналитическое, организационно-методическое, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение. При этом эффект предупреждения правонарушений (нейтрализация их причин и условий) достигается опосредованно в процессе реализации органами государственной власти возложенных на них функций по развитию экономики, социальной сферы и т.д.

Меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности.

Интересно
Под специально-криминологическим предупреждением преступности понимается деятельность государственных органов и общественных организаций, непосредственно воздействующих на преступность, путем выявления причин и условий правонарушений, принятия мер по их нейтрализации либо устранению, воздействия на лиц, от которых ожидаются противоправные поступки.

Специальное предупреждение отличается от «мероприятий общесоциального уровня своим специальным предназначением и целенаправленностью: решение профилактических задач составляет все их содержание».

Близкой к этой точке зрения является позиция А.Э. Жалинского, который считает, что «специально-криминологическое предупреждение называется специальным не только потому, что специально направлено на достижение определенных целей, но и потому, что требует специальных и даже профессиональных знаний».

Предупреждение на региональном уровне призвано противодействовать криминализации социальных процессов, созданию и укреплению в обществе атмосферы уважения законов, устранению угроз свободам и законным интересам личности.

По мнению В.В. Орехова, одним из перспективных направлений является совершенствование процесса предупреждения преступности при органическом сочетании общих и специальных мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обусловливающих преступность.

Дальнейшее совершенствование организационной структуры управления профилактикой, по мнению криминологов, должно решаться на базе особо крупных и сверхкрупных городов. Именно они, развиваясь более динамично и интенсивно, способны в настоящем и будущем разрешать проблемы, которые уже в недалеком будущем возникнут и перед другими территориями.

Специальное предупреждение на индивидуальном уровне – это деятельность правоохранительных органов (прежде всего сотрудников органов внутренних дел) и их представителей по осуществлению воздействия на конкретное лицо и его окружение в целях недопущения этим лицом уголовно наказуемого деяния

На индивидуальном уровне предупредительное воздействие на преступность осуществляется в виде профилактики, предотвращения и пресечения конкретных преступлений. Достаточно подробно и детально этот раздел изложен в рамках учебников по классической криминологии.

Особо, пожалуй, следует остановиться на непосредственной профилактике, являющейся основной формой профилактической работы.

Сущность ее заключается в организации и осуществлении превентивной деятельности, направленной конкретно на выявление и устранение причин и условий преступлений, выявление лиц, настроенных на совершение преступлений, проведение с ними воспитательной профилактической работы в целях недопущения совершения преступлений.

Непосредственная профилактика тесно связана с предотвращением и пресечением преступлений, осуществляется различными органами, учреждениями и организациями и на разных уровнях.

Не менее важным в рамках регионального подхода является социальный контроль, выражающийся в совокупности норм, институтов и отношений, направленных на обеспечение поведения людей в соответствии с интересами большинства законопослушных граждан и общества.

Воздействие общества на личность может усиливаться при реализации профилактической функции указанного контроля. В таком случае социальный контроль призван обеспечить соблюдение установленных норм и правил поведения, формирование в сознании граждан нетерпимости к их нарушениям, повышение социальной значимости профилактики в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)