Концепция геннокультурной коэволюции

Социобиологи считают, что биологическая (органическая) и культурная эволюции протекают совместно и синхронно, т.е. природное и социальное выступает в единстве.

А «протосоциальные» модели поведения человека запрограммированы биологически, что позволяет на основе знания генома предсказать его поведение в будущем.

Это, безусловно, противоречит и свойственному эпохе Просвещения представлению о способности социальной среды преобразить человека, и марксистской концепции «снятия» биологического социальным в процессе исторической эволюции общества.

Эти идеи, требующие, по замечанию П. С. Гуревича, «критической проверки», возможно, помогут разобраться в причинах низкой эффективности современного педагогического воздействия школы и наполнить новым содержанием один из основных принципов этнопедагогической деятельности — «природосообразность».

Л.H. Гумилев четко обозначил в своей теории ключевую проблему этнологической науки — проблему этногенеза в его филогенетическом (родовом) и онтогенетическом (индивидуальном) измерениях. Здесь на первый план выходит проблема соотношения этногенеза и антропогенеза — формирования человечества как вида.

Антропогенез — изучение происхождения человека как вида — раздел антропологии. Причем отмеченные нами ранее различия в подходе западноевропейской и американской и отечественной науки, занимающейся изучением человека и человеческих сообществ, особенно очевидны.

Если в западной традиции антропологией называют практически все науки о человеке (физическая антропология, этнология, культурология, психология и многое другое), то в отечественной традиции антропологией принято считать именно физическую антропологию.

Она ключает следующие разделы:

  • антропогенез;
  • расоведение (этническую антропологию);
  • морфологию человека.

Первый раздел изучает эволюцию биологической природы высших антропоморфных приматов; второй — сходство и различия рас современного человека, причины, время и места их возникновения; третий — факторы и закономерности биологической природы человека: возрастную динамику, типы конституции и пр.

Изучая эволюцию человека, антропология решает чрезвычайно важную гуманитарную и политическую проблему — доказывает принадлежность всех современных человеческих рас к одному виду, т.е. дает научное опровержение расизма, утверждающего идею расового превосходства по якобы особому происхождению той или иной человеческой расы.

Сложная природа человека не позволяет изучать его биологическую эволюцию отдельно от других ее линий — социальной, этнической, культурной. Поэтому проблема антропогенеза не является прерогативой только физической антропологии как биологической науки, а предполагает взаимодействие разных наук.

Антропогенез может быть понят только в рамках становления общественных отношений, этнических общностей (этногенез), культуры (культурогенез).

В XVIII —XIX вв. было множество попыток объяснить происхождение человека. Эту проблему рассматривали: И. Кант, Дж. Монбодло, А. Каверзнев и многие другие. Особняком стоит оригинальная концепция Ж. Б. Робине, который утверждал, что животные представляют собой всего лишь неудачную попытку природы породить совершенную форму — человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)