Концепция структуральной этнологии
Проблема специфики мышления народов, сохраняющих традиционный образ жизни, особую близость к природе, имеет в мировой науке давнюю историю.
Памятуя о специализации полушарий мозга, можно предположить, что специфика мышления здесь состоит в особой связи наглядно – образного и понятийно – символического компонентов.
Особая склонность детей северян к декоративно – прикладному искусству, интенсивно использующаяся в образовании, может служить подтверждением названой специфики.Трудно переходимой граница между этим и европейским типом мышления становится тогда, когда последний под воздействием техногенной цивилизации становится все более формализованным, конкретным, оторванным от эмоционально – чувственной образной сферы.
Поэтому к числу первостепенных общеобразовательных задач сегодня должно быть отнесено формирование у школьников современного этнокультурного сознания.
Сознание, где знание, понимание, приоритетное отношение к культуре своего народа сочетаются со знанием, пониманием и уважением к культурам других народов, особенно соседних, находящихся в одной региональной культурной нише.
Ориентация на взаимообогащающую коммуникацию, в которой нет противопоставления этнических идентичностей, где преобладает толерантное отношение к «другому» и знание этого «другого» — отличительная черта такого этнокультурного сознания.Только на такой основе, на наш взгляд, может быть решена и одна из наиболее сложных для современного российского общества проблем — сочетание этнической и гражданской (общенациональной) идентичности.
Речь идет не о «раздвоении» этнического самосознания личности, а о достижении его «двуединства»:
- признания себя и представителем своего этноса, и одновременно гражданином полиэтничной, многонациональной России;
- представителем скрепленного исторической судьбой общероссийского национального единства.
Образованию, этнопедагогике как особой содержательной стороне образовательной и воспитательной деятельности, стратегической парадигме направленного процесса этносоциализации личности здесь принадлежит особая и во многом решающая роль.
Противоположная стратегия, выразившаяся в конструировании «новой исторической общности» — советского народа, где этническое, по существу, «снималось» политическим, показала свою несостоятельность.
Нарастание этномобилизационных процессов в американском обществе заставило пересмотреть эту стратегию и обратиться к концепции поликультурности, которая с 70-х гг. XX в. была выдвинута в качестве государственно приоритетной в другом полиэтничном государстве американского континента — Канаде.
- Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога
- Этнопедагогическая подготовка педагога
- Поликультурная компетентность современного педагога
- Жизненное проявление педагогической культуры
- Этнические аспекты педагогической культуры
- Основные области русского фольклора
- Механизм “художественная условность”
- Главное качество фольклора
- Критерии фольклорности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу