Концепция этнической картины мира

Чрезвычайно интересную концепцию этнической картины мира предложил известный отечественный культуролог Г. Гачев, посвятивший 30 лет описанию национальных образов мира.

Интересно
Подчеркивая определяющее значение для формирования народа (национальной целостности) природы, исследователь интерпретирует ее как «текст, скрижаль завета, которую данный народ призван рассчитать, понять и реализовать в ходе истории».

Так рождается уже упомянутое нами ранее понятие «природина», призванное объединить «природу» и «родину» в единое целое, отражающее некую исходную точку формирования у каждого народа особого строя мышления, который и предопределяет его «картину мира».

Это позволяет ученому объяснить особенности возникновения и развития национальных научных школ, основывающихся на указанном «образном априоризме».

Вполне в духе гумилевской этнологии Г. Гачев объединяет в единое целое бытия народа и «особый склад природы (материя, вещество), быт, язык, историю (культуру), этос и характер (психику)», которые и определяют то, что он назвал «национальный Космо-Психо-Логос».

Г. Гачев подвергает обоснованному сомнению возможность строго рационального описания национальных образов мира с помощью традиционного понятийно – терминологического научного аппарата, вскрывая тем самым противоречия, которые возникают у этнопсихологов.

Г. Гачев рассматривает важнейшую проблему — проблему верификации, т.е. способа описания, выражения этнонациональных феноменов, показывая непригодность для этого традиционного понятийно – терминологического аппарата традиционной стратификации наук.

Подход, предложенный Г. Гачевым, убеждает в том, что этнопедагогическое воздействие лишь в том случае будет эффективным, если не ограничивается воздействием на уровне разума, логики, но активно использует образную сторону мировосприятия.

К числу наиболее эффективных средств традиционной народной педагогики относится фольклор — сфера художественного творчества, развивающая именно образную сторону мышления личности.

Интересно
Этническое самосознание, этническая идентичность лишь в том случае становятся действенными факторами образовательной коммуникации, если учитывается их конкретная специфика. Это особенно важно в современной поликультурной образовательной среде.

В России и на уровне мегаполисов, и на региональном уровне эта проблема, особенно в связи с мощным притоком иммигрантов из бывших республик Советского Союза, становится все более актуальной и острой.

Интересный опыт образовательной деятельности в поликультурной образовательной среде имеет одно из старейших образовательных подразделений Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — Институт народов Севера.

Уникальный Санкт-петербургский этнокультурологический и этнолингвистический центр, где обучаются представители более 20 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)