Конструктивное обучение

Рассматривая метод проектов как технологию, ученые отмечают его конструктивистский характер. Метод проектов, как и конструктивное обучение зародилось как технология образования детей (школьников).

Интересно
На ранних этапах разработки этих технологий они еще не использовались в высшей школе. Конструктивизм, основаниями которого служат теории Л.С. Выготского (предпосылки социального конструктивизма) и Ж. Пиаже (основания когнитивного конструктивизма), является одним из главных методологических оснований применения метода проектов в образовании.

Следует отметить, что в позициях и сущности конструктивизма на ранних этапах его разработки в образовании кроется внутренняя противоречивость между приоритетом личного опыта (Ж. Пиаже) обучающегося в образовании и конструктивным профессиональным поведением преподавателей.

Снятие остроты этого неисчезающего противоречия кроется в опоре конструктивизма преподавателя на личном опыте обучающихся и в привнесении аспектов социального взаимодействия (Л.С. Выготский) в образовательный процесс. Л.С. Выготского считают идейным вдохновителем социального конструктивизма.

В частности, речь идет об идее Л.С. Выготского о построении учебного процесса «на разрешении конфликта между внешним содержанием и внутренними структурами познания, внутренним содержанием, которым обладает ребенок к определенному моменту обучения.


Этот конфликт разрешается положительно, то есть содействует развитию ребенка соединение, индивидуальный баланс внутренних и внешних целей». Основу конструктивного обучения составляют и когнитивные аспекты, разработанные Ж. Пиаже, и аспекты социального взаимодействия образованию Л.С. Выготского.

«Закон конвергенции внутренних и внешних данных приложим и к культурному развитию ребенка. И здесь только на известной ступени внутреннего развития организма становится возможным усвоение того или иного культурного приема…».

Л.С. Выготский сочетает когнитивные и социальные процессы в обучении. Благодаря этому социальный конструктивизм Л.С. Выготского значительно снижает противоречивость и ограниченность конструктивного обучения, которое базируется лишь на личном опыте обучающихся.

Согласно Л.С. Выготскому: «Там, где среда не создает соответствующих задач, не выдвигает новых требований, не побуждает и не стимулирует с помощью новых целей развитие интеллекта, там мышление подростка не развивает всех действительно заложенных в нем возможностей, не доходит до своих высших форм или достигает их с крайним запозданием».

Современный конструктивистский подход к образованию представлен в научных трудах Н.П. Шаталовой и включает следующие положения:

  1. «Система конструктивного обучения прогрессивна. Конструктивное мышление приходит на помощь тогда, когда возникает отклонение от образца, где осознается неудовлетворенность прежним образцом, что приводит к изменению схем деятельности и мысли. Это есть не что иное, как отход от неких традиционных приемов и методов, поиск новых решений на основе изучения развивающих методик».
  2. Для преподавателя конструктивного обучение – это тоже опора на собственный опыт, поскольку конструктивное обучение включает в себя такой процесс, как самопознание проблемы, сопоставление с аналогичными задачами из прошлого опыта.
  3. Между педагогами и обучающимися складываются конструктивные отношения, базирующиеся на конструктивном мышлении и профессиональных конструктивных навыках. Конструктивность мышления состоит в том, чтобы найти практический ответ на конкретную задачу.
  4. Структурирование учебной деятельности преподавателем.

Н.П. Шаталова обосновала совокупность законов конструктивного обучения, включая всеобщие диалектические законы, которым она дала интерпретацию применительно к обучению:

  • «закон «перехода количественных явлений в качественные»: система конструктивного обучения обеспечивает целесообразную координацию инновационных образовательных процессов;
  • поток пришедшей к человеку информации становится знанием только в процессе его конструктивной деятельности (конструктивная деятельность успешна в случае достаточно сформированного уровня основ конструктивности);
  • закон «единства и борьбы противоположностей» – система конструктивного обучения обеспечивает синхронность и определяет параметры совместимости дискретно действующих противоположных методов обучения».

Наряду с законами, имеющими всеобщий характер, автором проинтерпретированы общие законы бытия:

  • «закон осознанной потребности – человек обучается тогда, когда испытывает в этом потребность;
  • закон потенциальных возможностей и целеполагания – обучение человека соответствует конструктивной (самооценки и внешней оценки) оценки его потенциальных возможностей и поставленным им целям;
  • закон мотивационного программно-целевого управления обучением (самообучением) – целенаправленное планомерно-поступательное обучение человека в его мотивационном поле учебно-познавательной среды».

Ряд законов тесно связывает образование с личностными и социальными проблемами человечества: «закон демократичности (элективности) – в процессе образования человек всегда имеет право на выбор: среды обучения, темпа обучения, формы, метода, приема, средств информации, содержания, контроля, вида учебной деятельности и пр.; закон сохранности – развитие, формирование и воспитание отвечает здоровьесберегающим и социальным нормам общества».

Конструктивное обучение не сводится к методу проектов. Оно объединяет все методы, реализация которых основана на идеях конструктивизма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)