Компенсации

Как зарождение, так и глобализация массовой культуры явились результатами целого ряда взаимосвязанных процессов: урбанизации, секуляризации, распространения законов капиталистического рынка на сферу культуры и, наконец, технического развития и трансформации сферы образования.

Весь этот причудливый клубок противоречивых социокультурных процессов привел к тому, что массовая культура приняла на себя и часть традиций классики (в первую очередь жизнеподобие формы и тяготение к массовости), и ту часть функций религии, которая связана с гармонизацией психической жизни людей.

Интересно
В результате компенсаторно-развлекательное начало стало преобладать над традиционными просветительскими установками. Урбанизация привела к кризису традиционной культуры, разрыву патриархальных связей между отдельными личностями и поколениями, к стихийному формированию городского фольклора; резкому расширению зоны свободы индивидуального выбора.

Наряду с этим значительно возросло психическое напряжение в результате массовой миграции из деревни в город. Именно этим, а не «ошибками» и «заблуждениями» объясняются многие новейшие социокультурные процессы.

Глубоко закономерно и то, что политика «торможения» массовой культуры и у нас в стране предопределила взлет ортодоксальной и неортодоксальной религиозности (от РПЦ и разного рода проповедников до Кашпировского и «эпидемии» НЛО).

Что же касается развлекательности и места искусства в процессе рекреации, восстановления способности к труду, то здесь ключевую роль сыграло развитие производства, его усложнение и резкое повышение затрат психической энергии.

Если в эпоху классического капитализма для восстановления сил было достаточно сна и «грубых наслаждений», то развитые индустриальные, постиндустриальные, информационные общества, неизмеримо увеличивая интеллектуальные нагрузки, столь же значительно расширяют роль художественной культуры в процессах рекреации.

В этом же направлении движется и эволюция всей системы образования, в особенности увеличение длительности учебы, в ходе которой опять-таки тратится по преимуществу интеллектуальная энергия.

Если учитывать, что именно молодежь обладает наибольшим резервом свободного времени для расширения контактов с искусством и для непосредственного участия в культурном творчестве (отсюда значительный удельный вес молодежных тенденции в массовой культуре в целом), то крен в сторону компенсаторно-развлекательного начала предстанет и вовсе неизбежным (каким он на самом деле и является).

Таким образом, в проблематике массовой культуры главное не качество отдельных произведений, а влияние на всю сферу художественного творчества глобальных социокультурных процессов.

В различных исследованиях даются разные по составу перечни функций искусства. Отметим только, что большинство авторов прямо или косвенно пытаются (на наш взгляд, не вполне обоснованно) выстроить иерархию функций искусства, где в верхней части оказываются познавательная и воспитательная функции, а в нижней развлекательная и гедонистическая.

Нет никаких теоретических оснований, кроме сложившейся традиции, в противопоставлении художественно-познавательной ориентации, с одной стороны, и рекреативной с другой. Действительно, развлекаясь, человек познает, а познание, особенно в художественной форме, служит для него источником наслаждения.

Включенность художественного творчества в многообразную и многоаспектную внехудожественную сферу требует определения спектра этих потребностей и роли и места искусства среди других ему альтернативных форм их удовлетворения.

Правомерно предположение, что потребности в искусстве (и не только в нем) носят по преимуществу функциональный характер. По мнению Д.Н. Узнадзе, «в живом организме имеется стремление к тому или иному виду активности как таковой…».

С этих позиций искусство, вписываясь в процессы жизнедеятельности, для творца оказывается специфической формой самовыражения личности (безотносительно к какой бы то ни было аудитории), а для воспринимающего субъекта может служить как ведущим способом формирования и развития эстетического чувства, так и необходимым дополнением к процессам познания или средством компенсации острого дефицита, скажем, в развлечении (подобно тому как занятия физкультурой могут рассматриваться в качестве средства преодоления гиподинамии в современной жизни).

Критикуя распространенную концепцию, согласно которой научно-технический и социальный процесс приведет со временем к резкому уменьшению значения искусства как средства устранения эмоционального дефицита, психологи отмечают, что переживания, если они утилитарны и обусловлены защитной реакцией организма, не воспринимаются, не фиксируются и не осознаются в качестве таковых. Поэтому в реальной жизни всегда ощущается чувственный дефицит.

Поскольку установка на преодоление этого дефицита сущностна, жизненно важно и бытие искусства, которое невозможно лишить его компенсаторно-развлекательного значения как средства гармонизации психофизических (биологических, в терминологии Л.С. Выготского) процессов человеческой жизни.

Интересно
По сути, всенародный успех плохого фильма, певца, спектакля свидетельствует о дисфункциях в художественном процессе, вызванных либо неспособностью подлинных художников на должном уровне удовлетворить массовую общественную потребность, либо отрывом механизма оценки (критики) от объективного общественного значения произведения или творчества исполнителя.

Лишение художественного творчества компенсаторно-развлекательного значения (как для художника, так и для аудитории) не только вообще неосуществимо по указанным выше фундаментальным психологическим причинам.

Попытки предпринять практические шаги в этом направлении в современных условиях не могут не привести к резкому сужению социальной базы искусства, что отрицательно скажется и на общественном процессе, и на развитии самого творчества, движущей силой которого во многом является динамическая, нередко конфликтная связь с аудиторией.

Чем интенсивнее, сложнее и интеллектуально насыщеннее будет сам процесс производства, тем больше будет расти потребность человека не только в расширении опыта, но и в развлечениях.

Вот здесь-то мы вплотную подходим к разгадке феномена массовой культуры, которая, как мы уже отмечали, вынуждена была принять на себя совокупность функций, ранее принадлежавших религии, в первую очередь выполнявшей функцию гармонизации психической жизни людей.

В христианстве, и не только в нем одном, были разработаны специальные, веками отточенные механизмы примирения человека с окружающим миром и с самим собой, которые давали ему возможность выжить во враждебном и напряженном окружении.

Исповедь, покаяние, молитва и т. д. были могущественными средствами саморегуляции психики. С точки зрения психологии это механизмы компенсаторные. Во все времена они дополнялись алкоголем и галлюциногенами.

В ХХ в. произошел качественный сдвиг в этом направлении. Поскольку светская культура сама по себе не обеспечивает устранения чувственного и эмоционального дефицита, присущего повседневной жизни, снятия напряжения, конфликтов и стрессовых ситуаций, обостряющихся в процессе урбанизации, компенсаторные функции в значительной мере приняли на себя сфера развлечений и наркотики.

В 1960-е а в России в 1990-е гг. стало ясно, что «отцы» предпочитают спиртное и футбол («матери» мыльные оперы), а «дети» психотропные вещества и голливудские фильмы. На рубеже веков эти функции частично перешли к телевизионным играм, рекламе и шоу-бизнесу, а частично стали основой «религиозного ренессанса» (и пожара религиозной и этнической нетерпимости).

В контексте психологической компенсации глобализация массовой культуры до некоторой степени способна выступить альтернативой пьянству и наркомании с одной стороны, и цивилизационным войнам с другой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)