Клиническое юридическое образование в мире
Как уже отмечалось, клиническое юридическое образование получает все большее распространение во всем мире. Однако существует как минимум два предубеждения против него, которые не раз высказывали и российские юристы, и прежде всего представители российских юридических вузов.
- Концепция клинического юридического образования зародилась в Америке и затем была заимствована другими странами с англо-саксонской системой права и соответствующей традицией юридического образования. Юридическим вузам этих стран присущ метод изучения права, основанный на анализе судебных прецедентов. Только в этих странах концепция клинического юридического образования может применяться эффективно. Для стран с континентальной системой права такой метод обучения не пригоден.
- Функционирование юридических клиник требует немалых ресурсов, как человеческих, так и финансовых, поэтому содержание таких клиник могут себе позволить лишь богатые юридические вузы, которые, в свою очередь, существуют лишь в богатых развитых странах, таких, как США. В странах же менее процветающих, в том числе и в России, где юридические вузы испытывают недостаток буквально во всем – в помещениях, компьютерах, мебели, бумаге и, конечно, в деньгах, – клиники являются непозволительной роскошью, излишеством. Если клиники и создаются, то исключительно на средства зарубежных спонсоров.
В этих предубеждениях есть определенная доля истины, и с ними можно было бы соглашаться, если бы не наше знакомство с мировым опытом клинического обучения юристов.
Многие авторы данной книги впервые познакомились с юридическими клиниками во время поездки в 1997 г. в США. Конечно, американские вузы вообще и юридические клиники в частности произвели большое впечатление: по одному преподавателю всего на восемь студентов, светлые просторные приемные, отдельные комнаты для занятий студентов клиник, компьютеры с базами данных и выходом в Интернет чуть ли не для каждого студента, огромные удобные библиотеки, встроенные видеокамеры для записи имитационных упражнений и так далее. При воспоминании о том, что ждало нас по возвращении домой, охватывала тоска, и многие преподаватели стали говорить, что у них таких возможностей никогда не будет, а значит, бесполезно и пытаться создавать клиники. Однако позже нам рассказали, что, скажем, в Университете им. Джорджа Вашингтона (Нью-Йорк) клиника начиналась с одной комнаты, в которой стояли стол, два стула и пишущая машинка, не было даже своего телефона. Преподавателей никто не освобождал от чтения основных курсов, и клиникой они занимались в свободное время. Их занятия также по началу воспринимались юридическим сообществом весьма скептически.
Позже мы действительно убедились, что для создания и деятельности юридической клиники абсолютно необходимы лишь три вещи: заинтересованные студенты, заинтересованные и квалифицированные преподаватели и заинтересованное руководство.
Эти страны отличаются друг от друга историей и культурой, но все они пытаются решать одни и те же проблемы, связанные с экономическим и социальным неравенством и нарушениями прав своих граждан.Что же касается первого предубеждения, то клиническое юридическое образование как образовательная практика действительно получило большое распространение в таких странах, как Австралия, ЮАР, Индия. В “классических” странах континентальной правовой семьи, например во Франции и Германии, по нашим сведениям, эта форма обучения в настоящее время не применяется (хотя, как указывалось выше, возможность ее применения обсуждалась в Германии и России еще в конце XIX – начале XX в.). Впрочем, даже в Великобритании юридические клиники стали появляться сравнительно недавно.
Так или иначе теперь стало понятно, что данная модель может успешно использоваться и в “развивающихся”, и в “переходных” странах вне зависимости от типа их правовой системы. Можно даже сказать, что в странах с “континентальной” традицией, где юридическое образование традиционно теоретизировано и основано на лекции как основном методе преподавания, юридические клиники в большей степени способствуют повышению качества этого образования, насыщая его практикой и связывая с социальным контекстом.
Попытаемся представить краткий обзор опыта юридических клиник в разных странах мира. Выбор стран и регионов обусловлен, во-первых, стремлением к географической репрезентативности, а во-вторых, наличием достаточной информации об этих клиниках. Применительно к каждой стране вначале дается общий анализ состояния клинического юридического образования, а затем в качестве примера рассматриваются структура, цели и методы работы наиболее известной нам клиники.
- Современное состояние правозащитного движения в России
- Трансформация правозащитного движения в России
- Развитие правозащитного движения в России
- Становление правозащитного движения в России
- Зарождение правозащитного движения в России
- Подготовка юридического документа
- Приемы юридической техники
- Средства юридической техники
- Правила юридической техники
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу