Клиническое юридическое образование в мире

Как уже отмечалось, клиническое юридическое образование по­лучает все большее распространение во всем мире. Однако существует как минимум два предубеждения против него, которые не раз высказывали и российские юристы, и прежде всего представители российских юридических вузов.

  1. Концепция клинического юридического образования зародилась в Америке и затем была заимствована другими странами с англо-саксонской системой права и соответствующей традицией юридического образования. Юридическим вузам этих стран присущ метод изучения права, основанный на анализе судебных прецедентов. Только в этих странах концепция клинического юридического образования может применяться эффективно. Для стран с континентальной системой права такой метод обучения не пригоден.
  2. Функционирование юридических клиник требует немалых ресурсов, как человеческих, так и финансовых, поэтому содержание таких клиник могут себе позволить лишь богатые юридические вузы, которые, в свою очередь, существуют лишь в богатых развитых странах, таких, как США. В странах же менее процветающих, в том числе и в России, где юридические вузы испытывают недостаток буквально во всем – в помещениях, компьютерах, мебели, бумаге и, конечно, в деньгах, – клиники являются непозволительной роскошью, излишеством. Если клиники и создаются, то исключительно на средства зарубежных спонсоров.

В этих предубеждениях есть определенная доля истины, и с ними можно было бы соглашаться, если бы не наше знакомство с мировым опытом клинического обучения юристов.

Многие авторы данной книги впервые познакомились с юри­дическими клиниками во время поездки в 1997 г. в США. Конечно, американские вузы вообще и юридические клиники в частно­сти произвели большое впечатление: по одному преподавателю всего на восемь студентов, светлые просторные приемные, отдельные комнаты для занятий студентов клиник, компьютеры с база­ми данных и выходом в Интернет чуть ли не для каждого студен­та, огромные удобные библиотеки, встроенные видеокамеры для записи имитационных упражнений и так далее. При воспоминании о том, что ждало нас по возвращении домой, охватывала тос­ка, и многие преподаватели стали говорить, что у них таких возможностей никогда не будет, а значит, бесполезно и пытаться создавать клиники. Однако позже нам рассказали, что, скажем, в Университете им. Джорджа Вашингтона (Нью-Йорк) клиника начиналась с одной комнаты, в которой стояли стол, два стула и пишущая машинка, не было даже своего телефона. Преподавателей никто не освобождал от чтения основных курсов, и клиникой они занимались в свободное время. Их занятия также по началу воспринимались юридическим сообществом весьма скептически.

Позже мы действительно убедились, что для создания и дея­тельности юридической клиники абсолютно необходимы лишь три вещи: заинтересованные студенты, заинтересованные и ква­лифицированные преподаватели и заинтересованное руководство.

В США клиники играют довольно значительную роль в обес­печении доступа к правосудию бедных и социально уязвимых групп населения. Однако в так называемом развивающемся мире потребность в такого рода помощи гораздо более высокая хотя бы в силу большей численности таких групп. Поэтому сегодня накоплен значительный опыт клинического юридического образования в ряде развивающихся стран различных регионов мира.
Эти страны отличаются друг от друга историей и культурой, но все они пытаются решать одни и те же проблемы, связанные с экономическим и социальным неравенством и нарушениями прав своих граждан.

Что же касается первого предубеждения, то клиническое юри­дическое образование как образовательная практика действительно получило большое распространение в таких странах, как Австралия, ЮАР, Индия. В “классических” странах континенталь­ной правовой семьи, например во Франции и Германии, по нашим сведениям, эта форма обучения в настоящее время не при­меняется (хотя, как указывалось выше, возможность ее применения обсуждалась в Германии и России еще в конце XIX – начале XX в.). Впрочем, даже в Великобритании юридические клиники стали появляться сравнительно недавно.

Так или иначе теперь стало понятно, что данная модель может успешно использоваться и в “развивающихся”, и в “переходных” странах вне зависимости от типа их правовой системы. Можно даже сказать, что в странах с “континентальной” традицией, где юридическое образование традиционно теоретизировано и осно­вано на лекции как основном методе преподавания, юридические клиники в большей степени способствуют повышению качества этого образования, насыщая его практикой и связывая с соци­альным контекстом.

Попытаемся представить краткий обзор опыта юридических клиник в разных странах мира. Выбор стран и регионов обусловлен, во-первых, стремлением к географической репрезентативно­сти, а во-вторых, наличием достаточной информации об этих клиниках. Применительно к каждой стране вначале дается общий анализ состояния клинического юридического образования, а за­тем в качестве примера рассматриваются структура, цели и методы работы наиболее известной нам клиники.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)