Клиническое юридическое образование в государствах Южной Америки

Юридические клиники появились в странах Южной Америки даже раньше, чем в ЮАР – в конце 60-х годов. Это было связано с общими демократическими реформами, затронувшими и юри­дическое образование, которое, по мнению самих южноамериканцев, до сих пор предполагает пассивную роль студента, а также заучивание и воспроизведение текстов лекций и учебников, а не творческое их осмысление. Однако вскоре политический процесс приобрел противоположное направление, демократия сменилась авторитаризмом, и реформы, в том числе реформа юридического образования, были свернуты – иногда, как в Чили, под дулами автоматов. Есть, однако, и исключения – в Католическом универ­ситете Перу новаторские методики юридического образования продолжают развиваться до настоящего времени. Юридические клиники, сохранившиеся в некоторых других вузах региона, зачастую превращались в пункты формальной низкокачественной правовой помощи населению силами студентов почти без конт­роля со стороны преподавателей и без обучения правовым навыкам.

В конце 80-х – начале 90-х годов политический климат снова изменился. На волне демократических преобразований в странах Латинской Америки было создано множество новых негосударственных организаций, в том числе и юридических клиник. В 1995 г. была создана сеть из восьми юридических клиник Аргентины. Перу и Чили (стран так называемого Южного Конуса), координируемая юридическим факультетом Университета имени Диего Порталеса (Чили). Необходимо заметить, что все эти кли­ники целью своей работы считают не столько оказание индивидуальной правовой помощи гражданам, сколько защиту обще­ственных интересов, т.е. осуществление социальных реформ правовыми методами.

Одним из условий вступления в сеть юридических клиник было официальное признание университетом работы клиники по защите общественных интересов частью учебного плана. Раньше такие клиники существовали только в двух вузах – Университете Буэ­нос-Айреса и Университете Палермо (Аргентина). Разные уни­верситеты решили проблему включения клиник в учебную программу по-разному. В Университете Буэнос-Айреса, Университете им. Диего Порталеса и Католическом университете Темуко (Чили) студенты могут выбирать между обычным “клиническим” курсом и клиникой по защите общественных интересов. В Университете Палермо в клинике работают аспиранты, которые мо­гут выбирать между работой в клинике и в университетском юри­дическом журнале. В Перу работа в клинике рассматривается как факультативный курс.

Модель клиники “по защите общественных интересов”, о ко­торой идет речь в данном случае, отличается от модели обычной клиники прежде всего строгим отбором дел, по которым работа­ют студенты. Такой подход имеет свои преимущества и недостатки как с учебной точки зрения, так и с точки зрения правовой помощи населению. С одной стороны, студенты не только приобретают практические навыки, но и приобщаются к правозащитным ценностям и идеалам гражданского общества, учатся крити­чески анализировать нормы права и их применение; результаты их работы затрагивают интересы не индивидуальных клиентов с их самыми разными и необязательно значительными правовыми проблемами, а всего общества в целом или по крайней мере от­дельных его слоев. С другой стороны, в связи с тем, что подобные дела требуют нередко огромных временных и трудовых затрат, студент не имеет возможности ознакомиться со всем спектром правовых проблем населения, сосредотачиваясь по необходимости на чем-то одном, например экологическом или трудовом пра­ве. И сколь бы малозначительными ни казались иногда возникающие у малоимущих клиентов юридические вопросы, для них они могут иметь жизненно важное значение, и вполне возможно, что получить ответ им больше попросту негде.

Входящие в сеть клиники тесно сотрудничают с местными общественными организациями. Например, клиника Университета Палермо сотрудничает с местной организацией “Власть граждан”, которая занимается гражданским образованием и повыше­нием уровня участия граждан в государственном управлении. Это сотрудничество помогает клинике в получении информации о социальных проблемах различных групп населения, что, в свою очередь, позволяет осуществлять более тщательный отбор дел, способных оказывать воздействие на правоприменительную практику. Основатели сети считают, что такое сотрудничество позволяет объединить сильные стороны университете и общественных организаций: первые имеют в своем распоряжении научно-исследовательские ресурсы и квалифицированных специалистов в раз­личных областях права, а также пользуются большим уважением со стороны судов и других государственных органов; вторые же являются частью гражданского общества и лучше осведомлены о его потребностях и интересах.

Среди наиболее известных судебных дел, по которым работа­ли входящие в сеть клиники, можно назвать следующие: иск против перуанской компании, производящей продукты питания, которая намеревалась построить фабрику в природном парке; иск против аргентинского правительства в связи с непринятием им надлежащих мер по предотвращению эпидемий аргентинской геморрагической лихорадки; защита индейских племен, лишенных прав на землю во время правления аргентинской хунты; защита прав осужденных, направляемых пенитенциарными властями аргентинской провинции Неукен за 2000 км от дома, хотя это прямо запрещено конституцией провинции.

Необходимо отметить, что страны Южной Америки принадлежат к системе континентального права, поэтому судебные пре­цеденты не признаются там источником права. Тем не менее их влияние может быть весьма значительным. Причем в отличие от англо-саксонской правовой системы даже проигранные дела мо­гут в конечном счете иметь положительный эффект благодаря их освещению в прессе. Именно в этом “неюридические”‘ общественные организации также могут оказывать содействие клиникам.

Клиника Католического университета Темуко (Чили), в работе которой обязан принять участие каждый студент пятого (послед­него) курса, состоит из трех подразделений (отделов): по защите общественных интересов, интересов коренного населения (в ок­рестностях Темуко проживает много индейцев), интересов неимущих граждан в целом (этот отдел сотрудничает с церковной бла­готворительной организацией). Каждый отдел возглавляет преподаватель факультета. Кроме работы в клинике студенты про­ходят полугодичную практику в суде, в другой государственной или негосударственной организации (по пять часов еженедельно), а также полугодичный курс ролевых игр.

В отделе клиники, занимающемся защитой общественных ин­тересов, решение о приеме к производству того или иного конк­ретного дела принимается совместно преподавателями и студен­тами. Студенты работают парами и регулярно обсуждают свои дела с коллегами и преподавателями. Примером эффективной работы клиники Университета Темуко явилось дело о защите интересов человека, которого задержали охранники магазина, ре­шив, что он что-то украл. При этом они унизили человеческое достоинство покупателя на глазах многих людей, хотя он отрицал свою вину и требовал вызвать полицию. По мнению клиники, такое ставшее общепринятым обращение с покупателями нару­шает их конституционные права, а также права потребителя. Суд вынес решение в пользу истца и присудил ему выплату ком­пенсации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)