Классификация ассортимента товаров

По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый. Промышленным ассортиментом, согласно уже не действующему ГОСТ Р 51303-99 называется ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.

Ассортимент товаров подразделяется на:

  • группы -по местонахождению;
  • подгруппы – по широте и глубине охвата товаров;
  • виды – по степени удовлетворения потребностей;
  • разновидности – по характеру потребностей.

Торговый ассортимент – это ассортимент товаров, представленный в торговом предприятии или в торговой сети (ГОСТ Р 51303-2013).

Торговый ассортимент включает, как правило, товары различных производителей. Однако по сложившейся традиции фирменные магазины предприятий ограничиваются ассортиментом этого предприятия. В крупных городах нашей страны фирменные магазины распространены достаточно широко. Они пользуются популярностью у части населения. Во многом это связано не только с качеством реализуемых в них товаров, но и уверенности в том, что в этих магазинах нет проблем возможной реализации контрафактных и фальсифицированных товаров.

В 1990-е годы в России стали открываться в крупных городах магазины-салоны транснациональных компаний по производству непродовольственных товаров потребительского назначения. Но это не позволяло устранению реализации в них контрафактных товаров.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный. Простой ассортимент товаров определялся отмененным ГОСТ Р 51303-99 как ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.

Сложный ассортимент товаров – ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам. Этот вид ассортимента характеризуется значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.

Сложный ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов, универмагов, гипермаркетов ориентирующимся на покупателей с разным спросом.

Интересно
Развернутый ассортимент товаров – ассортимент товаров, представленный их разновидностями. Он включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных торговых артикулов, относящихся к группе однородных товаров, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах.

Например, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видео-техники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато они представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок.

Укрупненный ассортимент товаров – ассортимент товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров

Совокупностью является класс, подгруппа, вид товаров. В торговле укрупненный ассортимент обычно относится к роду (например, продовольственных или непродовольственных товаров), а также к группе или подгруппе однородных товаров (например, одежно-обувные или молочные товары). Набор одного вида, но разных наименований или торговых марок будет определять марочный ассортимент. Товары укрупненного ассортимента удовлетворяют те же потребности, что и товары развернутого ассортимента.

Видовой ассортимент – набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью ассортимента. Например, ассортимент молока – пастеризованное, стерилизованное, ультрапастеризованное и др. – часть ассортимента молочных товаров.

Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.

Интересно
Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Такой ассортимент характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственными и продовольственными товарами, например, для гипермаркетов.

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент – набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам прежде всего относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменения рационального ассортимента.

Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию). Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

Для потребителя оптимальный ассортимент характеризуется значительным количеством товаров с высоким коэффициентом оптимальности. При этом данный ассортимент для разных сегментов потребителей будет содержать неодинаковый набор товаров.

Для организаций оптимальный ассортимент определяется преобладанием высокорентабельных товаров, обеспечивающих получение запланированной прибыли. В то же время в таком ассортименте должны присутствовать в необходимом количестве малорентабельные, но социально значимые товары, пользующиеся устойчивым спросом, что позволит удержать своих потребителей, выполнить свою миссию по удовлетворению потребностей их и на этой основе получить прогнозируемую прибыль. В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным и прогнозируемым.

Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца

Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)