Как психологи изучают социальное поведение

Научное исследование в чем-то похоже на работу детектива. Детектив должен раскрыть секрет, и у него есть набор процедур для разгадки: показания свидетелей, поиск мотива, попытки исключить возможных подозреваемых, осмотр материальных улик и так далее.

На каждом шагу его подстерегает опасность: свидетели могут лгать или основывать свои показания на надуманных предположениях, некоторые мотивы могут быть скрыты, а свидетелей можно подкупить.

Как и другие ученые, социальные психологи тоже пытаются раскрыть секреты. Мы начали эту главу с некоторых из них: что заставляет человека цепляться за свою веру в другого, даже когда он или она, как Нансук Хонг, сталкиваются с очевидными доказательствами противоположного?

Что может заставить людей изменить представления и поведение, основанное на расовых предрассудках, как это произошло, в частности, после появления Джеки Робинсона в Высшей Лиге? Как и у детективов, у социальных психологов есть ряд методов для разрешения таких тайн, и как детективы, они должны осознавать некоторые потенциальные трудности, связанные с их применением.

Методы, применяемые социальными психологами, можно приблизительно разделить на две категории: описательные и экспериментальные. Описательные методы включают попытки измерить или зафиксировать поведение, мысли, чувства в их естественном проявлении.

Когда психологи применяют описательные методы, они хотят зафиксировать поведение, никак его не меняя. Экспериментальные методы – это попытки раскрыть причины поведения при помощи систематического изменения какого-либо аспекта ситуации.

Описательный метод (Descriptive method) – процедура для измерения или регистрации поведения, мыслей и чувств в их естественном состоянии (в том числе естественное наблюдение, исследование от дельных случаев, архивные исследования и обзоры).

Экспериментальный метод (Experimental method) – процедура обнаружения причинных процессов посредством систематического манипулирования с некоторыми аспектами ситуации.

Описательные методы. Как мы можем точно описать социальное поведение? Социальные психологи применяют пять основных описательных методов: естественное наблюдение, изучение отдельных случаев, изучение архивов, опросы и психологические тесты.

Естественное наблюдение. Вероятно, самый непосредственный описательный метод – это естественное наблюдение. Он состоит из простого наблюдения за поведением, так, как оно проявляется в естественной обстановке.

Например, Иренаус Эйбл Эйбесфельт путешествовал по всему миру, проводя наблюдения в разных культурах. Эйбл Эй бесфельт снимал скрытой камерой, как женщины флиртуют с мужчинами.

В другом исследовании исследовательница невербальной коммуникации между полами психолог Моника Мур отправилась в бар для одиночек – туда, где, как она полагала, женщины в естественной обстановке демонстрируют разные виды невербального флирта.

Там она обнаружила некоторые паттерны поведения, редко проявляющиеся в других ситуациях (например, в библиотеке или на собрании женского центра). Например, женщина в баре, как правило, в течение нескольких секунд часто взглядывала на мужчину, улыбалась, откидывала волосы, вскидывала голову под углом в 45 градусов, так что оказывалась видна ее шея.

Метод естественного наблюдения имеет ряд преимуществ. Поведение в естественной обстановке спонтанно, не притворно.

Зато представьте теперь, как трудно просить студентов продемонстрировать в лаборатории флиртующие жесты:

  • Во-первых, люди могут не осознавать, как они себя ведут, когда флиртуют.
  • Во-вторых, они могут чувствовать себя слишком неловко, чтобы флиртовать, когда знают, что за ними наблюдают.

Несмотря на очевидные преимущества, у этого метода есть свои недостатки. Исследователям нужно убедиться, что их испытуемые не подозревают о наблюдении. В противном случае они не будут себя вести естественно.

Еще одна проблема с естественным наблюдением состоит в том, что некоторые типы социального поведения редко встречаются. Представьте, что вы стоите на углу улицы и ждете, пока произойдет убийство. Даже если вы живете в самом опасном районе города, вам придется затратить много времени, прежде чем вы дождетесь своего первого наблюдения.

Последняя проблема состоит в том, что когда исследователь перестает систематически и тщательно наблюдать за поведением, то предвзятые ожидания могут побудить его не обращать внимания на одни факторы, обусловливающие поведение, и преувеличивать значимость других.

Гипотеза – это предположение или догадка исследователя, указывающая на то, что он или она собирается обнаружить.

Гипотеза может привести к тому, что исследователь будет искать подтверждающую информацию и не заметит противоречащие гипотезе данные. Эта проблема называется предубеждение наблюдателя.

Например, если вы ожидали увидеть флирт в баре, вы можете неправильно интерпретировать жест женщины, вскидывающей волосы, как флирт, в то время как на самом деле она просто поправляет волосы, чтобы они не попали в кружку с пивом.

Естественное наблюдение (Naturalistic observa tion) – фиксация повседневного поведения в той мере, как оно раскрывается в естественной ситуации.

Гипотеза (Hypothesis) – предсказание того, что может обнаружить исследователь.

Предубеждение наблюдателя (Observer bias) – ошибка, возникающая при измерениях, когда наблюдатель придает слишком большое внимание ожидаемому поведению и не замечает неожиданного поведения.

Изучение отдельных случаев. Еще один метод наблюдения – это изучение отдельных случаев, когда изучается поведение отдельного человека или группы. Исследователь

может взять совершенно нормального человека или группу людей, но зачастую выбирает отдельный случай, потому что он представляет некий необычный паттерн поведения. Представьте, что вас интересуют насилие и убийства, возникающие в результате «ярости на дорогах».

Вы понимаете, что будет совершенно напрасно кружить на машине по городу и ждать, пока такой случай произойдет где то рядом в естественной обстановке, но вы можете изучить людей, уже попадавших в подобную ситуацию. Вы можете допросить убийцу и других присутствующих на месте преступления, прочитать отчеты полиции и так далее. Как мы увидим дальше, этот подход имеет свои преимущества и недостатки.

Изучение отдельных случаев (Case study) – интенсивное исследование человека или группы.

В конце 1960 х годов молодой человек по имени Чарльз Мэнсон отправился в район Хейт Эшбери в Сан Франциско – туда, где начинала возникать субкультура «хиппи». Этот слой людей считал традиционное американское общество устаревшим и даже порочным (хиппи иронично называли его «истеблишментом»).

Хиппи полагали, что это общество несло ответственность за расовую дискриминацию и войну во Вьетнаме. Поскольку вся жизнь Мэнсона состояла из отсидок в тюрьме и кратких периодов пребывания на свободе, он с легкостью усвоил установку ан тиистеблишмента.

Кроме того, Мэнсон был обаятельным молодым человеком и умел манипулировать людьми, он легко собрал вокруг себя группу молодых людей. Молодежь жила комму ной, и Мэнсон называл ее «семьей».

Опираясь на нормы «свободной любви» и наркотики и используя свой авторитет и страх этих молодых людей, Мэнсон успешно манипулировал ими в соответствии с желаниями.

В конце концов он убедил нескольких своих последователей совершить серию ритуальных массовых убийств в районе Лос-Анджелеса. Эти чудовищные убийства, совершенные группой молодых людей, уехавших в Сан Франциско, чтобы стать частью «поколения мира и любви», оказали необычайно сильное влияние на американскую публику, и слухи о Мэнсоне и его последователях и теперь, по прошествии тридцати лет, еще будоражат публику (в 1997 году Мэнсона выпустили из тюрьмы досрочно).

Такая чудовищная история заставляет нас за даться вопросами о процессах, противоположных нормальным. Например, действительно ли особые события и групповые процессы, подтолкнувшие последователей Мэнсона совершить серию многочисленных убийств, позволяют объяснить насилие в повседневной жизни. Проливают ли события в жизни Мэнсона свет на факторы, ставшие причиной того, что ребенок вырастает и становится жестоким взрослым психопатом?

Если мы внимательно изучим жизнь Мэнсона, то увидим, что с самого начала перед его глазами были ролевые модели пренебрежения, насилия и преступности. Его мать много пила во время беременности и после. В отношениях мальчика с матерью не было стабильности.

Она имела привычку оставлять маленького Чарльза соседям, сказав, что отправляется в магазин, и не возвращалась несколько дней. Кроме того, она надолго отправляла сына к родственникам. Когда Чарльзу исполнилось пять лет, его мать посадили в тюрьму после того, как в компании со своим братом она ограбила бензоколонку, оглушив работника бутылкой с кока колой.

Три года, пока мать находилась в тюрьме, Чарльз жил у суровой, но любящей тети, но мать снова потребовала вернуть его, когда вышла из тюрьмы. Когда мальчику исполнилось 12, она отправила его в интернат. Проучившись 10 месяцев, Чарльз сбежал, но когда попытался вернуться к матери, та отказалась впустить его в дом.

К 13 годам юный Мэнсон начал совершать преступления вместе со своими друзья ми уголовниками. С ними он познакомился в исправительных учреждениях. Удрав из интерната в очередной раз, Чарльз отправился в гости к дяде приятеля, с которым они бежали, а тот заставил подростков «работать» – они залезали в слуховые окна и отпирали квартиры, которые потом грабили взрослые.

Мэнсону еще не было двадцати, а он уже несколько раз побывал в тюрьме за преступления, среди которых вооруженные грабежи и перевозка женщин через границу штатов для занятий проституцией.

Такие случаи, как дело Мэнсона, служат богатым источником гипотез. Жестокое антисоциальное поведение Мэнсона могло быть обусловлено самыми разными причинами. Действительно ли социальные нормы контркультуры антиистеблишмента внесли свой вклад в эксцентричные жестокости Чарльза Мэнсона, или про сто причина заключалась в том, что он принимал большие дозы наркотиков, изменивших его сознание?

Заглядывая дальше, вглубь его детства, можем ли мы утверждать, что его антисоциальные стремления – это следствие влияния других преступников, которых он встретил в учреждениях, или недостаточно стабильной семьи в раннем детстве? Или, учитывая преступные склонности его матери и дяди, можно ли сказать, что причина еще глубже и более отдалена во времени: может быть, это общая генетическая тенденция, характерная для семьи?

К сожалению, уже само обилие гипотез, которые мы можем вывести из отдельного случая говорит о существенном недостатке этого метода. У нас просто нет возможности точно выяснить, какие события в данном деле – причинные, а какие иррелевантные. В самом деле, преступность Мэнсона могла быть результатом взаимодействия всех причин, которые мы учли, какой либо одной или двух из них или факторов, о которых мы не упоминали (таких, как воздействие необычных гормонов или внутриутробное повреждение головного мозга).

Интересно
Суть состоит в следующем: исследование от дельного случая может предоставить любое количество интересных гипотез и предположений, которые можно проверить, используя более точные методы, но оно не позволяет нам с уверенностью судить о причинно следственной взаимосвязи.

Поскольку случаи, подобные истории Чарльза Мэнсона, можно интерпретировать по-разному, они, как и естественное наблюдение, имеют тот же недостаток – предубеждение наблюдателя.

Если психологов интересует влияние наркотиков на антисоциальное поведение, они могут учесть воздействие алкоголя на Мэнсона во время внутриутробного развития или употребление им ЛСД впоследствии, но при этом упустить из виду потенциальный вклад социального окружения будущего преступника.

Еще одна проблема – это проблема возможности обобщения, то есть в какой степени данные отдельного исследования можно применить к другим похожим обстоятельствам. После исследования лишь одного случая мы не можем точно знать, какие характерные черты этого случая можно применить к другим сходным ситуациям.

Возможность обобщения (Generalizability) – степень, в которой данные отдельного исследования можно отнести к другим похожим обстоятельствам или случаям.

Архивы. Одно из решений проблемы обобщения состоит в том, чтобы рассмотреть несколько похожих случаев. Обратимся к исследованию полицейских отчетов о 512 убийствах, совершенных в Детройте в 1972 году.

Вот один из них: Дело 185: Жертва (мужчина, в возрасте 22 лет) и преступник (мужчина 41 года) находились в баре в тот момент, когда вошел их общий знакомый. Преступник похвастался жертве, указывая на знакомого: «Этот парень умеет драться. Мы с ним дрались вместе».

Жертва ответила: «Ну, ты тоже хорош». Затем последовал спор, кто – жертва или преступник – настоящий мужчина. Затем жертва сказала преступнику: «У меня с собой свой (пистолет)», а преступник ответил: «У меня свой с собой тоже». И оба показали на карманы. Затем жертва сказала: «Я не хочу умирать и я знаю, что ты не хочешь умирать. Давай оставим это». Однако преступник быстро выстрелил, его приятель упал: он был мертв. Преступник вышел из бара.

Хотя это дело и само по себе уникально, Марго Уилсон и Мартин Дейли обнаружили ряд похожих деталей в случаях, которые они изучали. Во-первых, в соответствии с кросс культурны ми данными, уже обсуждавшимися нами раньше, преступники и их жертвы, как правило, мужчины чуть старше 20 лет.

Во вторых, убийства зачастую бывают спровоцированы борьбой за социальное доминирование. Исследования убийств, проведенные Уилсоном и Дейли, – это пример использования архивного метода, когда исследователи проверяют гипотезы, используя существующие данные, первоначально собранные для других целей (по лицейские отчеты, брачные контракты, статьи в газетах и так далее).

Недостаток архивного метода состоит в том, что он не фиксирует многие другие интересные социальные явления. И вступление в брак и раз вод, даже если брак длится два месяца, подле жат регистрации.

Архивный метод (Archival method) – исследование систематических данных, первоначально собранных для других целей.

Опросы. Некоторые очень интересные типы поведения редко отмечаются или проявляются в естественной ситуации. Например, еще в 1940 годах биолог Альфред Кинси заинтересовался распространенностью некоторых типов социального поведения, таких как мастурбация и сексуальные связи до вступления в брак. Поскольку подобное поведение редко становилось заметным, то наблюдения в естественной обстановке не могли его выявить.

Точно так же изучение отдельных случаев сексуальных преступлений ничего не говорило о нормальном сексуальном поведении. Поэтому Кинси выбрал метод опроса, когда исследователь просто задает испытуемым серию вопросов об их поведении, представлениях и мнениях.

У любого опроса есть одно очень важное преимущество: он позволяет исследователю собрать достаточное количество данных о явле нии, которое редко можно зафиксировать.

Как и у других методов, у опросов есть свои недостатки. Во-первых, опрашиваемый может не сообщить точной информации из-за своей не честности или из-за искажений собственной памяти. Например непонятно, почему мужчины, отвечающие на вопросы, часто сообщают о большем сексуальном опыте, чем женщины.

Мужчины в Британии, Франции и США отмечают, что встречались с 10-12 сексуальными партнерами, тогда как женщины из этих стран упоминают всего троих.

Несоответствие может быть вызвано предубеждением социальной желательности или склонностью людей говорить то, что они считают подходящим или приемлемым. Общество больше одобряет сексуальную активность мужчин. Поэтому мужчины могут более охотно рассказывать о своих сексуальных похождениях или чаще вспоминают о них.

Еще одна возможная проблема, связанная с методом опроса, — получение репрезентативной выборки. Выборка считается репрезентативной, если участники как группа обладают характеристиками, соответствующими характеристикам более обширной части населения, которую хо чет описать исследователь.

Репрезентативная выборка североамериканских служащих будет включать мужчин, женщин, чернокожих, американцев испанского происхождения, канадцев, представителей Среднего Запада и южан, что отражает общую популяцию служащих на континенте.

Маленькая группа служащих, совершающих регулярные перелеты между Сан Франциско и Лос-Анджелесом, или служащие женщины испанского происхождения в нью йоркской индустрии моды не будут представлять северо американских служащих в целом. Выборка для сексуального опроса Кинси состояла по боль шей части из добровольцев, работающих в общественных организациях, а это значит, что многие сегменты американского общества в ней не отражены.

Многие люди, которые могли бы принять участие в экспериментах, не желают добровольно обсуждать такие темы, как секс в их жизни. Если люди, не принимающие участия в эксперименте, следуют нормам сексуальной активности, отличным от норм испытуемых, то исследователь может прийти к ошибочным заключениям о населении в целом. Тщательно продуманные опросы могут разрешить некоторые из этих проблем. Однако не всем опросам следует доверять, в особенности когда для участия приглашаются испытуемые по их собственному желанию.

Например, газеты теперь просят читателей вы сказывать свое мнение на противоречивые те мы. В августе 1998 года читателей газеты Tribune в городе Фениксе попросили высказать свое мнение о том, стоит ли президенту Клинтону подать в отставку после того, как он признал, что вступал в сексуальную связь со стажеркой в Белом доме. Те, кто звонили, высказывали радикальные мнения по аспектам проблемы. Вероятно, многие люди, не разделявшие такую радикальную точку зрения, просто не ответили.

Метод опроса (Survey method) – техника, при которой исследователь просит людей рассказать о своих представлениях, чувствах или поведении.

Предубеждение социальной желательности (Social desirability bias) – тенденция людей говорить то, что они считают подходящим и приемлемым.

Репрезентативная выборка (Representative sample) – группа респондентов, обладающая характеристиками, соответствующими характеристикам большей популяции, которую исследователь хо чет описать.

Психологические тесты. Может ли быть, что одни люди более социально умелы, чем другие? Действительно ли некоторые склонны мыслить критически, прежде чем они позволяют себе поддаться убеждению, основанному на доказательствах?

Психологические тесты – это инструменты для оценки различий между людьми по способностям, знаниям, мотивации и поведению. Большинство из нас проходило разно образные психологические тесты.

Тесты способностей используемые в колледже, такие как Станфордский тест достижений, предназначены для того, чтобы распределить студентов в соответствии с их способностью хорошо учиться в колледже. Тесты профессиональных интересов (такой, например, как Бланк Стронга по профессиональным интересам (SVIB)) предназначены для того, чтобы разграничить людей по степени их удовлетворенности теми или иными профессиями.

Психологические тесты не всегда четко отражают те признаки, которые они должны определить. Тест «способности ладить с возлюбленным», опубликованный в популярном журнале, например, может иметь мало общего с вашими подлинными навыками во взаимоотношениях. Есть два критерия, которым должен отвечать психологический тест, чтобы его можно было применять на практике, – надежность и валидность.

Надежность – это постоянство результатов тестирования. Если тест социальных умений в первый раз показывает, что вы очень обаятельны, а по прошествии недели тот же тест признает вас социально неспособным, то он ненадежен. Для определения чего бы то ни было важно, чтобы измерительный инструмент был постоянным.

Некоторые психологические тес ты, такие как знаменитый тест Роршарха с чернильными пятнами, не предоставляют очень надежных измерений; другие, например тесты интеллекта, дают гораздо более постоянные результаты. Но даже если тест надежен, это еще не значит, что он валиден.

Валидность – это степень, в которой тест измеряет именно то, что он должен измерять. Возьмем, например, такой параметр, как цвет глаз, и попробуем с его помощью определить, насколько мы привлекательны для противоположного пола. На первый взгляд, этот тест выглядит очень надежным: опытные наблюдатели будут вполне согласованно отвечать на вопрос, у кого из испытуемых голубые, зеленые или карие глаза; и цвет глаз у испытуемых через месяц или два, конечно, сильно не изменится.

Однако цвет глаз скорее всего не будет валидным показателем привлекательности: его, например, никак нельзя будет сопоставить с числом свиданий данного человека в прошлом году. С другой стороны, если испытуемые оценивали все лицо человека или просматривали видеозапись его разговора, то показатели могут быть чуть менее надежными, но более валидными, когда мы говорим о привлекательности человека для потенциальных партнеров.

Психологический тест (Psychological test) — инструмент для оценки способностей человека, знаний, мотивации или поведения.

Надежность (Reliability) — постоянство результатов психологического теста.

Валидность (Validity) — показатель того, насколько верно тест измеряет то, что он должен измерять.

Надежность и валидность важны независимо от того, какой метод мы применяем. Например, архивные записи о различиях в возрасте при вступлении в брак мужчин и женщин в разных культурах дают постоянно одни и те же данные (Kenrick & Keefe, 1992). Эти данные довольно надежны (так, в некоторые периоды тинейджеры — женщины и мужчины — приблизительно с одинаковой частотой женились и выходили замуж).

И все же регистрации браков за один месяц в маленьком городе окажутся ненадежным источником (вероятно, в этом месяце среди за регистрировавших брак тинейджеров было двое мужчин и только одна женщина). Что касается валидности, то три различных типа опросов могут показать один и тот же результат: люди якобы постоянно используют вторичное сырье и сравнительно редко ездят на автомобилях.

И все же эти данные, хотя они и надежны, могут не быть валидными: не лгут ли опрашиваемые, говоря, например, о своих привычках вождения или использования вторичного сырья?

Поэтому применительно к каждому исследованию важно задать следующий вопрос: получим ли мы те же результаты, если измерение будет проводиться иначе или с другим наблюдателем (будут ли результаты надежными)? И действительно ли исследователь изучает то, что он или она собираются изучить (будут ли результаты валидными)?

Корреляция и причинность. Данные описательных методов помогают найти корреляцию — степень того, в какой мере две или больше переменных встречаются вместе. Например, Леон Манн использовал газетные архивы, чтобы исследовать загадочный феномен провокации самоубийства, когда посторонние наблюдатели подталкивают чело века прыгнуть с большой высоты и разбиться насмерть.

Так, зафиксирован случай, когда в ночном городе толпа из 500 зевак не только подстрекала Глорию Полицци спрыгнуть с водонапорной башни высотой в 150 футов (около 45 м), но и выкрикивала непристойности и забрасывала камнями спасательный отряд.

Манн обнаружил, что подстрекание к самоубийству коррелировало с размером толпы. По мере того как толпа росла, увеличивалась вероятность, что люди начнут подталкивать человека, готового покончить с собой.

Корреляция между двумя переменными час то выражается математически в виде статистического показателя, называемого коэффициентом корреляции. Коэффициенты корреляции могут ранжироваться от +1.0, показывая совершенно позитивную взаимосвязь между двумя переменными (0 — полное отсутствие взаимосвязей), до –1.0, показывая совершенно негативную взаимосвязь.

Позитивная корреляция означает, что по мере того как одна переменная возрастает или уменьшается, другая тоже соответственно возрастает или уменьшается. Вместе с увеличением толпы, например, рос ажиотаж, и это все сильнее толкало человека на самоубийство.

Негативная корреляция указывает на обратную взаимосвязь — по мере того как одна переменная увеличивается или уменьшается, другая изменяется в противоположном направлении.

Например, чем больше времени люди рассматривают привлекательных представителей противоположного пола, тем менее удовлетворяют их отношения со своими нынешними партнерами.

Корреляция (Correlation) — степень, в которой две или более переменные связаны друг с другом.

Коэффициент корреляции (Correlation coeffici ent) — математическое выражение взаимоотношений между двумя переменными.

Корреляции дают подсказки, но не позволяют исследователю вывести заключение о причине и следствии. Рассмотрим случай с размером толпы и провокацией самоубийства. Поведение толпы зачастую выражается в таких формах, которые редко бывают приемлемы. Так ведет себя толпа в Нью Йорке в канун Нового Года или в Нью Орлеане во время Мардиграс.

Кажется правдоподобным заключение, которое Манн сделал, когда изучал провокацию самоубийства: большая толпа позволяет сторонним наблюдателям чувствовать, что их не замечают. Это в свою очередь снижает озабоченность человека, что его идентифицируют как виновного в столь жестоком и отвратительном деле. Что касается корреляции, то всегда возможно, что направление причинности изменяется в противоположную сторону — Б является причиной А, а не А является причиной Б (см. рис. 1.1).

Например, как только возникает провокация самоубийства, о ней могут сообщить по радио, и толпа людей приходит посмотреть на зрелище (так подстрекание к самоубийству само по себе обусловило появление толпы, а не наоборот).

орреляции можно обнаружить, и когда вообще нет причинных взаимосвязей, как, например, в том случае, когда третья переменная В является причиной и А и Б. Манн также обнаружил, что подстрекание к самоубийству чаще всего возникает вечером.

Вероятно, в это время суток люди больше склонны пить алкоголь, а выпивка располагает к сборищам (и присоединению к толпе) и противоправным действиям (следовательно, и к подстреканию потенциальных самоубийц).

В этом случае ни темнота, ни размер толпы не были прямой причиной подстрекания к самоубийству; эти факторы связаны только случайно. Из за таких различных связей между коррелирующими переменными трудно сделать правильные выводы, основываясь исключительно на корреляциях.

Чтобы увидеть причину и следствие, исследователи в свою очередь обратились к экспериментальному методу, когда переменные исследуются отдельно от сопутствующих факторов.

Экспериментальные методы. Используя описательные методы, исследователи пытаются не вмешиваться в явление, которое они изучают. Исследователь надеется, что естественное наблюдение не изменит обычного пат терна поведения, а задаваемые вопросы не будут провоцировать людей искажать свои подлинные чувства или поведение.

В эксперименте же исследователь фактически пытается изменить поведение людей, систематически манипулируя одним аспектом ситуации и при этом контролируя остальные. Если мы хотим знать, действительно ли анонимность людей в большой толпе подталкивает их к антисоциальному поведению, то можем поменять ситуацию таким образом, что некоторые люди будут чувствовать, что их не замечают, а другие ощущать пристальное наблюдение за собой.

Филип Зимбардо так и поступил, попросив студентов, участвовавших в лабораторном эксперименте, наносить электрические удары другим студентам. Половина участников носила таблички со своими именами и оставалась в обычной одежде, а вторая половина была одета в белые халаты большого размера и колпаки, полностью скрывающие лица. Испытуемые, которые таким образом оказались анонимными, наносили удары электротоком в два раза сильнее, чем те, кого можно было идентифицировать.

Эксперимент (Experiment) — метод исследования, когда исследователь систематически манипулирует одним источником влияния, при этом другие остаются в том же положении.

Манипуляции с переменными. Переменная, которой манипулирует экспериментатор, называется независимой переменной. В эксперименте Зимбардо независимой переменной была одежда (скрывающая или идентифицирующая человека). Переменная, которая измеряется, называется зависимой переменной. В данном случае экспериментатор определял силу удара электротоком, наносимого испытуемым.

Есть несколько вещей, которые следует отметить относительно экспериментов. Основная черта эксперимента Зимбардо — то, что участники были поставлены в условия анонимности или неанонимности на случайной основе.

Случайная выборка означает, что каждый участник обладает одинаковой вероятностью того, что его определят в ту или иную группу. Если, например, мы будем назначать участников в две группы на основе подбрасывания монеты, то вероятность искажения результатов из-за настроения людей, их социального класса и личностных факторов снижается.

Так исследователь сводит к минимуму какие либо систематические различия между группами, например различия между толпой зевак вечером и днем. Хотя большая тол па, провоцирующая самоубийство, может отличаться от маленькой кучки дружелюбно настроенных людей и у нее порой проявляются другие антисоциальные тенденции, такие отличия не влияют на эксперимент, когда участники назначаются на основании случайного выбора.

В опыте Зимбардо единственные отличия среди испытуемых были обусловлены случайными вариация ми населения (значимость которых снижается по мере того, как экспериментатор начинает работать с большими группами испытуемых).

Независимая переменная (Independent variable) — переменная, подвергающаяся манипуляции экспериментатора.

Зависимая переменная (Dependent variable) — переменная, измеряемая экспериментатором.

Случайная выборка (Random assignment) — практика распределения участников по различным группам так, что у каждого из них есть одинаковые шансы попасть в ту или иную ситуацию.

Также имело большое значение то, что в разных группах варьировалась только анонимность одежды (независимая переменная). Все остальные аспекты ситуации были теми же — экспериментатор, ситуация, жертва и задание. Это снижает вероятность того, что на эти другие переменные могло повлиять антисоциальное по ведение.

Наконец, агрессивность определялась одинаково для испытуемых с высокой и низкой степенью анонимности, и таким образом экспериментатор мог точно определить количество ударов электротоком, которые испытуемые начали в каждой ситуации.

При помощи случайной выборки испытуемых и контроля внешних переменных экспериментатор достигает значительного преимущества: он может найти причинные взаимосвязи. Зимбардо мог быть вполне уверен, что именно его манипуляции с анонимностью, а не различие между анонимными испытуемыми, определили более высокий уровень агрессии.

Потенциальные недостатки экспериментального метода. Несмотря на то, что эксперимент позволяет сделать выводы о причинности и в этом состоит преимущество перед описательными методами, у него есть свои недостатки. Во-первых, лабораторная ситуация в большинстве экспериментов — искусственная.

Разве участник эксперимента, одетый в большой халат и колпак, обладает такой же степенью анонимности, что и человек в большой толпе темной ночью? Действительно ли когда люди назначают удары тока и бросают камни в спасательную группу, пришедшую на помощь самоубийце, то их стремления одинаковы?

Мы уже говорили о валидности в психологическом тестировании, то есть о том, измеряет ли тест именно то, что он предназначен измерять. Тот же самый вопрос встает перед нами, когда мы говорим об экспериментах. Внутренняя валидность — это степень, в которой эксперимент позволяет сделать с уверенностью выводы о причине и следствии.

Была ли независимая переменная единственной причиной любых систематических вариаций в поведении испытуемых? Представьте, что в эксперименте Зимбардо с потерей индивидуальности все испытуемые в условиях анонимности встречались с отвратительного вида экспериментатором мужчиной, а все испытуемые в неанонимных условиях встречались с приятной женщиной. Если испытуемые в ситуации анонимно

Внешняя валидность — это степень, в которой результаты эксперимента могут быть обобщены применительно к другим обстоятельствам.

Действительно ли нанесение ударов током в условиях лаборатории отражает те же процессы, которые происходят в большой толпе темной ночью? Вероятно, нет. Конечно, никакие две ситуации не могут быть полностью идентичными, однако экспериментаторы пытаются выбирать переменные, отражающие психические и эмоциональные процессы, схожие с происходящими в реальной жизни за пределами лаборатории.

Одна проблема обобщения лабораторных исследований для естественного поведения заключается в том, что испытуемые знают, что за ними наблюдают в лаборатории. Как мы отмечали, когда говорили о естественном наблюдении, люди порой иначе ведут себя, когда знают, что являются объектом изучения. Требуемые признаки — это сигналы в эксперименте, позволяющие испытуемым понять, какого поведения ждет от них исследователь.

Экспериментаторы пытаются обойти эту проблему, скрывая от участников настоящую цель эксперимента. Например, экспериментатор не скажет испытуемым: «Мы хотим знать, сколько времени вы будете держать кнопку удара, это будет показателем вашей враждебности». Напротив, экспериментатор придумает правдоподобную легенду: он, например, скажет, что изучает, каким образом наказание влияет на обучение.

Такая версия отвлекает участника от самого нанесения удара током, и испытуемый сосредоточивается на «обученных реакциях» реципиента. Как вы увидите да лее, социальные психологи разработали довольно хитроумные методы получения естественной реакции испытуемых. Однако всегда следует остерегаться возможного смешения.

Например, считаете ли вы, что когда экспериментатор просит испытуемых надеть большие белые халаты и колпаки (не такие, как носили члены Ку Клукс Клана), то он тем самым сообщает испытуемым о своих ожиданиях, что они поведут себя антисоциально?

Внешняя валидность (External validity) — степень, в которой результаты эксперемента могут быть обобщены применительно к другим обстоятельствам.

Требуемый признак (Demand characteristic) — сигнал, который позволяет участникам эксперимента понять, какого поведения от них ждет экспериментатор.

Полевые эксперименты. Один из способов преодолеть препятствия с искусственностью и требуемыми характеристиками — перенести эксперимент из лаборатории в повседневную обстановку. Такой подход, при котором манипуляции с ничего неподозревающи ми участниками проводятся в естественной ситуации, называется полевым экспериментом.

Рассмотрим исследование, в котором психологи воспользовались естественно возникающей манипуляцией с анонимностью — масками на празднике Хэллоуин. Их испытуемыми были дети в костюмах, которые пришли требовать подарков в Сиэтле, штат Вашингтон. Этих детей встретила ассистентка.

Она показала им миску со сладостями и рядом — миску с одноцентовыми монетами. Ассистентка сказала детям, что каждый может взять по одной конфете, а затем поспешно ушла, заявив, что занята. Без ведома детей психологи наблюдали из укрытия и отмечали, брали ли маленькие ангелы и супермены больше конфет, чем было можно, и воровали ли они монеты.

Производились манипуляции с анонимностью, когда экспериментатор встречала детей. В половине случаев она у каждого ребенка спрашивала имя и таким образом лишала детей защиты маски и костюма. А в другой половине случаев экспериментатор разрешила детям оставаться анонимными.

Результаты подтвердили корреляцию данных, полученных Манном, и лабораторных данных Зимбардо. Когда участники эксперимента оставались анонимными, большинство маленьких дьяволят хватали больше, чем им было разрешено. Но когда детей просили называть себя, их поведение больше напоминало поведение ангелов.

Полевой эксперимент (Field experimentation) — манипуляция независимыми переменными, когда в эксперименте участвуют ничего не подозревающие испытуемые в естественной обстановке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)