Различные ситуации стимулируют различные компоненты личности
Мы предполагаем, что большинство из вас знает кого то, принадлежащего к двум культурам сразу – человека, ставшего членом двух культур и чувствующего, что обе культуры живут внутри него. Может быть, вы и сами относитесь к такому типу.
Люди, принадлежащие двум культурам, часто говорят, что эти две культуры «по очереди» влияют на их действия: «в школе… все были американцами, в том числе и я, затем я возвращалась домой и снова становилась мексиканкой».
Что касается мексиканско американской школьницы из нашего примера, то язык, на котором она говорила в разных ситуациях, вероятно, стимулировал у нее различную культурную ориентацию — на испанском она говорила дома с родителями, бабушкой и дедушкой, и поэтому чувствовала себя с ними психологически мексиканкой, а на английском, принятом в школе, она становилась психологически американкой.
Как прекрасно показали эксперименты попраймингу, китайские студенты в Гонконге, обладавшие как китайской, так и западной я концепцией, после просмотра китайских культурных символов дума ли более коллективистски (например, после того как видели китайского дракона или Великую стену), а когда видели символы американской куль туры (например, американский флаг и здание вашингтонского Капитолия), были настроены более индивидуалистично.
Такие данные иллюстрируют еще один тип взаимодействия человека и ситуации: различные ситуации стимулируют различные компоненты личности. Например, если мы увидим, как привлекательная девушка или молодой человек нам улыбается, у нас могут возникнуть мысли о романе, а если мы услышим, как тот же человек орет на нас, то мы встревожимся за собственную безопасность.
Даже черты ситуации, не осознаваемые нами, могут сильно влиять на наши действия. Студентам в эксперименте Джо на Баргха, Марка Чена и Лары Берроуз давались ряды по пять разрозненных слов, и они должны были приду мать предложения из 4 слов.
По плану эксперимента, в некоторые ряды входили слова, ассоциировавшиеся с грубостью, другие включали слова, ассоциировавшиеся с вежливостью, а в третьих встречались слова, не связанные ни с грубостью, ни с вежливостью. Выполнив задание, участники вышли из лаборатории вместе с экспериментатором, чтобы подготовиться ко второму заданию.
Они увидели, что экспериментатор оживленно беседовал с еще одним испытуемым и продолжал разговаривать, пока его не прерывал участник (или пока не проходило десяти минут). Какие участники, скорее всего, прервут разговор в течение 10 минут: те, кого до этого стимулировали грубыми словами, вежливыми словами или ней тральными словами?
Если вы считаете, что те, кого стимулировали грубыми словами, то вы правы. 63% этих участников эксперимента прерывали экспериментатора по сравнению с 38% тех, кто находился в ней тральном состоянии, и всего 17% участников, которых стимулировали вежливыми словам.
Поэтому внешнее проявление того, «кто мы такие на самом деле», изменяется от ситуации к ситуации. В аудитории ваше «готовое я» мотивировано понимать и добиваться и вам в голову быстро приходят мысли и чувства о самом себе как об ученике.
Зато в общежитии ваше «готовое я» больше заинтересовано в дружбе и представлениях и чувствах о себе как о друге или подруге, и это «я» будет в данной ситуации доминировать. Различные ситуации стимулируют различные стороны нашего «я».
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу