Различные ситуации стимулируют различные компоненты личности

Мы предполагаем, что большинство из вас знает кого то, принадлежащего к двум культурам сразу – человека, ставшего членом двух культур и чувствующего, что обе культуры живут внутри него. Может быть, вы и сами относитесь к такому типу.

Люди, принадлежащие двум культурам, часто говорят, что эти две культуры «по очереди» влияют на их действия: «в школе… все были американцами, в том числе и я, затем я возвращалась домой и снова становилась мексиканкой».

Юнг Йи Хонг и ее коллеги предположили, что черты ситуации стимулируют, или подготавливают, у человека определенную культурную ориентацию.

Что касается мексиканско американской школьницы из нашего примера, то язык, на котором она говорила в разных ситуациях, вероятно, стимулировал у нее различную культурную ориентацию — на испанском она говорила дома с родителями, бабушкой и дедушкой, и поэтому чувствовала себя с ними психологически мексиканкой, а на английском, принятом в школе, она становилась психологически американкой.

Как прекрасно показали эксперименты попраймингу, китайские студенты в Гонконге, обладавшие как китайской, так и западной я концепцией, после просмотра китайских культурных символов дума ли более коллективистски (например, после того как видели китайского дракона или Великую стену), а когда видели символы американской куль туры (например, американский флаг и здание вашингтонского Капитолия), были настроены более индивидуалистично.


Такие данные иллюстрируют еще один тип взаимодействия человека и ситуации: различные ситуации стимулируют различные компоненты личности. Например, если мы увидим, как привлекательная девушка или молодой человек нам улыбается, у нас могут возникнуть мысли о романе, а если мы услышим, как тот же человек орет на нас, то мы встревожимся за собственную безопасность.

Интересно
Ситуации, в которых мы находимся, способствуют тому, что у нас возникают цели и представления, влияющие на наши мысли, чувства и поведение, — даже когда мы больше не находимся в той же самой ситуации. Вы, скорее всего, по-разному отреагируете на незнакомого человека, с которым столкнетесь у выхода из кинотеатра после просмотра, например, комедии («Виноват, извините!») и триллера («Какой нахал! Ну я ему покажу!»).

Даже черты ситуации, не осознаваемые нами, могут сильно влиять на наши действия. Студентам в эксперименте Джо на Баргха, Марка Чена и Лары Берроуз давались ряды по пять разрозненных слов, и они должны были приду мать предложения из 4 слов.

По плану эксперимента, в некоторые ряды входили слова, ассоциировавшиеся с грубостью, другие включали слова, ассоциировавшиеся с вежливостью, а в третьих встречались слова, не связанные ни с грубостью, ни с вежливостью. Выполнив задание, участники вышли из лаборатории вместе с экспериментатором, чтобы подготовиться ко второму заданию.

Они увидели, что экспериментатор оживленно беседовал с еще одним испытуемым и продолжал разговаривать, пока его не прерывал участник (или пока не проходило десяти минут). Какие участники, скорее всего, прервут разговор в течение 10 минут: те, кого до этого стимулировали грубыми словами, вежливыми словами или ней тральными словами?

Если вы считаете, что те, кого стимулировали грубыми словами, то вы правы. 63% этих участников эксперимента прерывали экспериментатора по сравнению с 38% тех, кто находился в ней тральном состоянии, и всего 17% участников, которых стимулировали вежливыми словам.

Даже незначительные характеристики в наших ситуациях могут стимулировать достижение определенных целей, те или иные представления, чувства и привычки. Из-за этого мы можем действовать вежливо в одной ситуации и грубо в другой.

Поэтому внешнее проявление того, «кто мы такие на самом деле», изменяется от ситуации к ситуации. В аудитории ваше «готовое я» мотивировано понимать и добиваться и вам в голову быстро приходят мысли и чувства о самом себе как об ученике.

Различные ситуации стимулируют различные компоненты личности

Зато в общежитии ваше «готовое я» больше заинтересовано в дружбе и представлениях и чувствах о себе как о друге или подруге, и это «я» будет в данной ситуации доминировать. Различные ситуации стимулируют различные стороны нашего «я».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)