Когда важно доминирование

Как и большинство факторов, влияющих на социальное поведение, социальное доминирование очень важно для человека и включает взаимодействие между индивидуумом и его или ее ситуацией.

Мы обсудим здесь два интересных типа взаимодействия:

  • Во-первых, доминирование может представляться желательным или нежелательным, в зависимости от других черт личности данного человека.
  • Во-вторых, наши чувства относительно своего положения в иерархии социального доминирования зависят от взаимодействия нашего пола и характеристик соперников.

Одного доминирования недостаточно. Мы рассказывали о результатах некоторых исследований, в которых делался вывод, что женщины ищут социально доминирующих и конкурентоспособных.

Эти характеристики — часть традиционной мужской роли, в которой основным считается достижение более высокого социального статуса, в противовес традиционной женской роли, где основное внимание уделяется связям с другими людьми. Но что происходит в процессе отношений между традиционно конкурентоспособными мужчинами и традиционно общительными женщинами?

Интересно
После наблюдения за постоянными социальными взаимодействиями между традиционно и нетрадиционно ориентированными мужчинами и женщинами Уильям Айкс сделал вывод, что у традиционно ориентированных партнеров возникает парадоксальная проблема.

Хотя женщины изначально испытывают более сильное влечение к социально доминирующим и конкурентоспособным мужчинам, но с такими партнерами не особенно приятно жить.

Женщины в длительных отношениях с традиционно мужественными мужчинами чувствуют меньше удовлетворения, чем женщины в отношениях с более «женственными» или андрогинными мужчинами (которые сочетают в себе мужские и женские черты). Как отмечает Айкс, хотя доминирующие мужчины привлекательны для женщин, они реже бывают любящими, добрыми и заботливыми в длительных отношениях.

Андрогинный (Androgynous) — человек, проявляющий в своем поведении сочетание маскулинных и фемининных черт.

Как показывают дополнительные исследования, женщины не испытывают сильного влечения к «мачо», по большей части они предпочитают партнеров, обладающих сильной мужественной настойчивостью и женской заботой.

В самом деле, хотя женщин сильнее привлекают традиционно мужские качества, оба пола стремятся найти себе конкурентоспособных партнеров, если нынешним партнерам недостает заботы и экспрессивности.

Ряд исследований Лори Дженсен Кэмпбелл, Уильяма Грациано и Стивена Уэста проясняет интерактивное сочетание маскулинного доминирования и заботливости. Студенты получали описание человека противоположного пола и пытались создать его мысленный образ. Они читали о человеке, проявлявшем одну из четырех комбинаций доминирования и обаяния.

Например, некоторые испытуемые читали о человеке одновременно и доминирующем («настойчив», «смел», «разговорчив»), и приятном («тактичный», «способный помочь», «благожелательный»), другие о ком то доминирующем, но не приятном («грубый», «эгоистичный», «не желающий помогать») и т. д. Затем студенты оценивали этих людей и определяли для себя желательность встречи с ними.

Для мужчин испытуемых не имело значения, доминировала ли женщина, но они по большей части предпочитали женщин, приятных в общении. Женщины испытуемые предпочитали доминирующих мужчин, но только в том случае, если они еще были и приятными (рис. 8.3). Если муж чина не был приятным, то испытуемые не называли его желательным объектом для встреч, не зависимо от того, насколько сильно в нем проявлялось доминирование.

Таким образом, социально доминирующие характеристики могут быть изначально привлекательными у партнера (особенно у мужчины), но сами по себе они не предсказывают удовлетворяющих длительных отношений для представителей обоего пола.

Вероятно, чувствуя такую проблему, и мужчины и женщины не склонны придавать значения доминирующим качествам, если они не сопровождаются заботой.

Кто побеждает? Буду ли я в состоянии привлечь партнера, ре шит конкурс. Телевизионное шоу под названием «Игра в свидание» откровенно показывает соперничество, и в ней участников просят бороться друг другом за то, чтобы пригласить на свидание представителя противоположного пола. Группа социальных психологов перенесла эту игру в лабораторию.

Соперников записывали на видеопленку и проводили корреляцию их тактик с физически ми и психологическими чертами. Исследователи обнаружили, что симметричные мужчины с не ограниченной социосексуальной ориентацией чаще непосредственно применяли тактики соперничества, чем менее симметричные и ограниченные мужчины.

Сексуальные мужчины пытались доминировать над своим оппонентом, применяя утверждения типа: «Ты проведешь время со мной на много интереснее, чем с другим парнем». Социосексуально ограниченные мужчины подходили более мягко, сосредоточившись на своих собственных позитивных качествах и представляя себя как «хороших парней».

Женщины реже пытались доминировать над своими соперницами. Но это не означает, что женщины невосприимчивы к чувству соперничества в статусе. Оно просто проявляется иначе. Рассмотрим данные недавнего исследования, проводившегося Сарой Гутьерр и ее коллегами. Участникам показывали изображения восьми представителей их же пола, которые, как им сказали, нанялись на работу в службу для организации свиданий.

Интересно
В первой группе все студенты были склонны к доминированию. Один — бывший редактор университетской газеты, публиковавший в Runner’s World статьи о само усовершенствовании, другой — молодой успешный бизнесмен, ведущий собственное дело, и т. д. Во второй группе студенты не обладали доминирующими качествами (один назвал своим основным достижением письмо редактору газеты кампуса).

К каждому описанию прилагалась фотография. Половина испытуемых рассматривала очень привлекательных представителей своего пола (в действительности — моделей из местного агентства). Другая половина смотрела на заурядных, средней привлекательности людей.

Когда испытуемых просили оценить их собственную желательность как партнера по браку, мужчины принижали себя после того, как видели ряд возможных соперников сильного социально доминирующего типа. На женщин, напротив, производила впечатление физическая привлекательность других женщин, и они принижали свою собственную ценность как партнеров, когда видели других симпатичных представительниц женского пола.

Разрабатывая то же направление исследований, психологи в Нидерландах обнаружили, что мужчины были более завистливы, когда представляли свою партнершу флиртовавшей с социально до минирующим мужчиной; в то время как женщины больше ревновали к красивой женщине.

Другие данные подтверждают вы вод о существовании этих гендерные различий в тревоге, связанной с соперничеством. Преданность женщин в их нынешних взаимоотношениях снижалась после того, как они видели социально доминирующих мужчин, тогда как верность мужчин снижалась, когда они видели физически привлекательных женщин.

В исследовании, также относящемся к этой теме, студенты заполняли шкалу, оценивавшую их физическую самооценку.

Самооценка мужчин была связана с чертами силы и доминирования (такими как широкие плечи и развитая мускулатура).

А самооценка женщин зависела от черт, ассоциировавшихся со способностью к воспроизводству (таких, как пропорция бедер и талии и размер груди). Как мы отмечали раньше, мужчины придают относительно больше значения женской привлекательности.

В то время как мужчины оптимистично настроены и надеются улучшить свой финансовый и социальный статус, женщины ощущают себя более беспомощными, потому что не могут изменить свою физическую внешность, высоко ценящуюся мужчинами.

Это может способствовать тому, что женщины чаще чувствуют неловкость или испытывают ощущение, что их разглядывают, в ситуациях, когда видно их тело, например на пляже.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)