Кадровые функции руководителя организации

Руководство играет особую роль в развитии организации, поскольку качественный менеджмент существенно влияет на развитие организационной культуры и самой организации. Перед современным менеджментом стоят сложные задачи, когда необходимо понимание построения сложных систем менеджмента в условиях жесткой конкуренции. В таком случае один из ресурсов, о поддержании и развитии которого думает руководитель, — персонал1.

Кроме того, в управленческий состав организации сейчас входит не только директор по персоналу, но и директор по развитию персонала. В организации формируются образовательные программы, в центре внимания которых находится формирование кадровых резервов руководящих кадров.

Основная причина возрастающей роли развития управленческого персонала — возрастание роли человека на всех уровнях организации. Это связано с тем, что от персонала требуются инновационная способность, творчество, риск. От руководителя требуется усложнение самого менеджмента в условиях увелечения конкуренции и потребности в снижении издержек.

Решение задачи эффективного управления современной организацией лежит в реализации идеологии сопряженного развития организации и руководителя, в существовании системной взаимосвязи развития основных навыков менеджмента и общей стратегии деятельности организации (подразделения). От руководителя ожидается реализация общего предназначения деятельности подразделения — планирование, организация, мотивирование, контроль процессов, приводящих к успеху в конкретной деятельности и пр.

Для осуществления управления необходимы ресурсы — организационные (наличие власти), финансовые, производственные. В этом контексте деятельность руководителя — умелое использование и развитие организационных ресурсов.

Ключевые характеристики развития управленческого персонала связаны со стратегией организации, предвидением ее проблем в настоящем и будущем. Обеспечение организации хорошо подготовленными и мотивированными руководителями в соответствии с целями и стратегией развития является одной из важнейших задач на современном этапе развития общества.

Руководитель организации выполняет в своей деятельности целый ряд функций, основными из которых являются административные и кадровые. Если административные функции соотносятся с базовыми целями и задачами организации, то кадровые функции руководителя связаны, прежде всего, с воздействием на персонал.

Реализация этих функций невозможна без учета психологических особенностей сотрудников, составляющих основной коллектив подразделения. Руководители организаций различного рода деятельности и форм собственности реализуют сходные направления кадровой работы, вследствие чего система кадровых функций может рассматриваться как самостоятельная категория менеджмента.

Реализация каждой из кадровых функций включает в себя целый ряд объединенных между собой действий.

Их выполнение подчиняется принципу целостности и включает выполнение последовательных шагов:

  • целеполагание: определяется цель реализации той или иной функции;
  • планирование деятельности по реализации данной функции;
  • мотивация: создание позитивного мотивационного настроя на выполнение действия;
  • организация исполнения собственных действий руководителя или действий других сотрудников, направленных на достижение поставленной ранее цели;
  • контроль — сравнение достигнутых в реальности результатов с изначально поставленной целью.

На этапе контроля цикл замыкается. Последний этап реализации кадровой работы соотносится с первым. В случае расхождения между достигнутым результатом и исходной целью планируется деятельность по коррекции выполнения данной работы.

Следует отметить, что решение всех кадровых вопросов, особенно в организации с большим количеством сотрудников, не сводится к реализации кадровых функций руководителя.

Поскольку объем задач кадровой работы велик, их решение часто возлагается на специальные подразделения организации (кадровые службы, отделы кадров), деятельность которых выходит за пределы непосредственной работы руководителя.

Интересно
При этом контроль за деятельностью подобного рода подразделений осуществляется самим руководителем, который несет ответственность за ее выполнение. В этом состоит кадровая ответственность руководителя. В организациях с небольшим количеством сотрудников не всегда целесообразно иметь отдельно выделенную кадровую службу. В этом случае выполнение всего спектра кадровой работы осуществляется непосредственно руководителем.

В кадровом менеджменте выделяется несколько основных кадровых функций руководителя: воспитательная, арбитражная, дисциплинарная и экспертно-консультативная.

Реализация воспитательной функции в деятельности руководителя подразумевает решение воспитательных задач и, как следствие, повышение уровня психологического и личностного развития сотрудников.

В кадровом менеджменте выделяются прямые и косвенные формы воспитательной работы.

Прямое воспитание осуществляется в специально организованной форме, с помощью бесед, наставлений, разъяснений и т. п.

Косвенное воспитание — это воспитание через личный пример психологической и профессиональной компетенции, стиль ведения дел в организации.

Реализация воспитательной функции базируется на одном из основных психологических механизмов — механизме социального научения. Его суть состоит в том, что человек усваивает различные формы социального поведения (манера общения, умение вести себя в группе, стиль разговора и т. п.) через наблюдение и усвоение эталонов поведения тех людей, которые являются для него наиболее значимыми. Человек, идентифицируясь со значимым другим, копирует различные образцы его поведения.

Подразумевается, что в трудовом (служебном) коллективе, в организации таким значимым другим является ее руководитель. Являясь, по возможности, образцом для своих подчиненных, он осуществляет косвенное решение воспитательных задач в организации.

Естественно, в реальной жизни руководитель в силу своих личностных, интеллектуальных или профессиональных особенностей не всегда может стать для своих сотрудников образцом для подражания.

В данном случае возможна реализация механизма антиидентификации, при действии которого человек не только не стремится подражать действиям другого, но и склонен избегать общения с ним.

Решение воспитательных задач в организации требует адекватной психологической атмосферы в коллективе, благоприятного социально-психологического климата внутри него. Вследствие этого для успешного решения воспитательных задач в процессе реализации кадровых функций руководителю необходимо уделять особое внимание характеру и характеристикам психологической среды организации.

Арбитражная функция руководителя состоит, прежде всего, в разрешении и устранении трудовых споров и конфликтов, возникающих между подразделениями и сотрудниками организации.

В кадровом менеджменте выделяется несколько основных стилей (стратегий) разрешения трудовых конфликтов руководителем. Основными из них являются: директивный, компромиссный и медиаторный.

Сущность дисциплинарной функции определяется особенностями реализации деятельности контроля по отношению к исполнителям.

Ее содержание включает в себя различные дисциплинарные санкции, причем не только связанные с наказанием, но также и различные виды поощрения сотрудников. Реализация данной функции непосредственно связана с мотивационным воздействием руководителя на персонал организации.

Содержание экспертно-консультативной функции руководителя состоит, во-первых, в оценке личностных и деловых качеств сотрудников организации и, во-вторых, в осуществлении помощи сотрудникам в реализации их профессиональных функций.

Следовательно, руководитель организации является не только экспертом, оценивающим действия сотрудников, но и консультантом, оказывающим им всестороннюю помощь и поддержку с целью обеспечения оптимальных качественных и количественных характеристик профессиональной деятельности.

Из вышеизложенного следует, что функции руководителя в сфере кадровой работы соотносятся с эффективностью функционирования соответствующего коллектива организации и его особенностями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)