Качественные критерии технологического процесса

Управляющая подсистема в технологическом процессе становится одной из основополагающих и позволяет профессионально, грамотно переводить социально-культурную деятельность с одного уровня на другой, более высокий, охватывая все этапы технологического процесса, вносить необходимые коррективы.

Анализ отечественных и зарубежных ученых по проблемам педагогических технологий позволяет выделить ряд их качественных критериев, среди которых:

  • воспроизводимость и гарантированность результатов, которые характеризуются позитивными изменениями в развитии личности (группы, коллектива) в связи с применением данной технологии;
  • целенаправленность технологической системы, указывающая на то, что полученный результат не случаен, а проектировался, и для его достижения была создана конкретная программа или проект;
  • системность, указывающая на то, что социально-культурные технологии – это определенная система действий, средств и методов, соединенных определенной целесообразной логикой их использования в конкретных условиях, которая позволяет добиваться достижения запланированных результатов;
  • новизна, раскрывающая возможности технологии как передового опыта;
  • актуальность, проявляющаяся в решении конкретных воспитательных проблем и затруднений, которые удается преодолеть в практике, используя данную технологию.

Однако диагностика направлена на выявление не только достигнутых результатов, но и причин, тормозящих их достижение. Только при этих условиях возможен выбор приемов и методов, снимающих проблемы в деятельности работников социальной сферы, а также требующих дополнительной работы с отдельными социальными стратами, группами населения или отдельной личностью.

Человек является многофакторной системой, и на нее оказывают влияние не только социально-культурные институты, но и социально-экономическая ситуация в стране, семья, друзья, среда, условия производства, образование и др. Эффект значимости того или иного влияния заранее предсказать часто бывает невозможно. Однако технология социально-культурной деятельности позволяет вносить существенный вклад в развитие личности, объединяя в единстве социально значимые и личностные цели.

Представляя собой сложную систему педагогического влияния на личность, социально-культурные технологии соединяют в себе целостность и логику педагогического процесса, взаимосвязывают все его части, объединяя их в конкретном проекте или программе.

Таким образом, процессы, основанные на использовании социально-культурных технологий, лишь тогда достигнут своей цели, когда они управляемы, т. е. основаны на целеполагании, планировании и проектировании, включают поэтапную диагностику, широко используют возможности варьирования методами, средствами с целью корреляции поиска оптимальных вариантов достижения поставленной цели.

В условиях конкуренции социально-культурные технологии должны быть эффективны по результатам и оптимальны по затратам, гарантируя при этом определенный уровень удовлетворения социально-культурных потребностей.

Ценность социально-культурных технологий как системы педагогического влияния на личность в условиях социально-культурной деятельности заключается в том, что основанные на использовании определенного алгоритма они могут быть воспроизведены во многих социально-культурных технологиях с другими объектами и субъектами влияния.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)