К теории современности

«Власть человека», которую Хабермас счел возможным в 1965 г. «установить априори», он теперь обосновывал глубочайшей природой языка, его стремлением к пониманию. Поэтому «хорошее» общество — то, в котором как можно большему объему коммуникативного поведения позволяется проходить в условиях, возможно более свободных от-«помех».

Этому может способствовать критическая теория, как основываясь на такой коммуникативной рациональности, так и исследуя условия ее существования в обществе. При этом теория основывается на «разумном потенциале, заключенном в форме общественного* воспроизводства», то есть при разговоре в обыденной жизни в обществе.

Хабермасу не требуется, как другим марксистам, оставлять рабочий класс носителем разума, поскольку он нашел более фундаментальную форму рациональности в рациональности; коммуникативной. Эту форму рациональности все мы поддерживаем в жизни и разговоре, но в современном обществе ей угрожает иная форма рациональности, инструментальная рациональность.

Это обусловлено тем, что в своем развитии общество пришло к образованию в себе двух «частей». Такое развитие— результат долгого процесса исторического развития, но важнейшим в этом процессе является развитие рынка и государства и рост их значимости в современном обществе.

Одна часть современного общества — это то, что Хабермас называет понятием, почерпнутым из феноменологической традиции,— жизненным миром, а вторая часть — то, что Хабермас называет понятием, взятым из теории системы (прежде всего,, у Парсонса), — системным миром. Жизненный мир — это мир, в котором существуют наши социальные отношения, работа,, семья и друзья.

Системный мир состоит из анонимных и деловых отношений, на экономическом рынке или в государственной инстанции. Системный мир основывается на жизненном мире * вырастает из него, но теперь он грозит «колонизацией» собственного источника.

Хабермас полагает, что эти две общественные сферы интегрируются и воспроизводятся посредством двух полностью различных механизмов. В жизненном мире действия людей координируются посредством коммуникативной рациональности, и здесь происходит социальная интеграция.

В системном мире действия людей координируются посредством того, что Хабермас называет «средствами типа денег и власти», и здесь интеграция происходит на системном уровне. Проблемой современного общества, и в наше время тоже, является то, что системный мир все больше «колонизирует» жизненный мир.

Это ведет к тому, что человеческие действия, которые в основе своей строятся на коммуникативной рациональности, которая стремится в конце концов к пониманию, все более переходят в область системного мира, где господствует инструментальный разум.

Жизненный мир все более пропитывается инструментальным разумом, что угрожает самим основам социальной интеграции и репродукции жизненного мира. Однако Хабермас вовсе не видит в жизненном мире своего рода потерянного рая, по которому мы должны тосковать.

Наоборот, именно в жизненном мире таится рациональный потенциал демократического развития современного общества. Но проблема заключается в том, что инструментальная рациональность посредством рынка и приобретения государством все большего значения для функции воспроизводства системного мира и колонизации жизненного мира, угрожает вытеснить коммуникативную рациональность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)