Известные в мире новые школы XX столетия
К наиболее известным в мире «новым школам» XX столетия относятся: «Свободные школьные общины», «Трудовая школа», Школа «свободного воспитания», «Школа для жизни, через жизнь», «Школа делания», «Лабораторная школа»; Вальдорфская школа Р. Штайнера, «Игровая школа», «Детская школа», «Органическая школа», «Открытые школы», «снежные» и «морские» классы, «круглогодичная школа», «Неградуированные школы» (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).
Обучение базировалось на основе обязательного труда и выборе учебных занятий. В качестве принципа организации обучения применялась курсовая система, причем отсутствовал стабильный учебный план. В области воспитания приоритет отдавался гражданской ответственности на основе принципа интернационализма. Пятую часть всех учащихся составляли дети из других стран.
«Трудовая школа» (впервые появились в Германии, Швейцарии, Австрии; в России к ним относились колония Дзержинского и коммуна Горького под руководством А.С. Макаренко, школа С.Т. Шацкого, П.П. Блонского; во Франции – школа де Рош) обеспечивала профессиональную подготовку школьников, ориентировала на труд как самоценность и как элемент культуры, опиралась на самостоятельность школьника и организацию самоуправления.
Школа «свободного воспитания» (в Лейпциге, Л.Н. Толстого в «Ясной Поляне» и др.) считала нецелесообразным обучать ученика какому-либо предмету или ремеслу. Не существовало учебного плана и классов, но и не было ограничения времени в процессе общения педагога и учащихся. Ориентация на интерес и развитие учащихся являлась определяющей.
Педагоги школы видели главную задачу обучения в том, чтобы дать как можно более полное представление о разносторонних явлениях окружающего мира.
«Школа для жизни, через жизнь» (О. Декроли, Бельгия) – это обучение и воспитание в тесной связи с природой, опора на деятельность и свободу ребенка, тесный контакт с семьями учеников.
«Центры интересов» учащихся составляли основную идею школы. Обучение организовывалось в соответствии с особенностями развития детского мышления. Ребенка стремились ввести в деятельностные процессы: наблюдения, измерения, нахождения, выражения мысли и проведения ассоциаций.
Важным компонентом обучения выступало непосредственное окружение ребенка: природа, школа, семья, общество.
В процессе обучения учитывались основные импульсы естественного роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспрессивный (стремление к самовыражению). Для общения детей различного возраста отводилась внеклассная деятельность.
Из данного направления выросли:
- «Лабораторная школа» (Д. Дьюи);
- «Игровая школа» (К. Пратт), основывающаяся на принципе использования игры и метода драматизации в процессе обучения;
- «Детская школа» (М. Наумберг), девиз которой «только живя мы учимся», отдавала предпочтение индивидуальным занятиям;
- «Органическая школа» (М. Джонсон) ориентировала на занятия в группах.
Для данных американских школ было характерно: стремление найти новые методы обучения; внимание к интересам детей; изучение индивидуальных особенностей учащихся; развитие их активности, а также тенденция к практицизму и утилитарности обучения и воспитания.
- Контекстный подход
- Компетентностный подход
- Характеристика образовательных парадигм
- Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя
- Методика изучения педагогического опыта
- Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки в практическую педагогическую деятельность
- Эффективность профессиональной деятельности
- Критерии педагогических новшеств
- Специфика развития инновационной культуры учителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу