Инновации в высшей школе

Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. Интенсивно развивается международное образовательное пространство. Поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня.

В наше время прогнозируют тенденции развития мирового образовательного пространства, выделяют типы регионов по признаку взаимодействия образовательных систем и их реагирования на интеграционные процессы.

Все страны объединяет понимание, что современное образование должно стать международным. То есть университетское образование приобретает черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации. При этом в университете не только сохраняется дух свободы научного творчества, но и содержательно обогащаются все учебные курсы. Создается поликультурная среда, предполагающая свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогащения его личности.

В мире проявляется стремление к интеграции разных типов высших учебных заведений (под эгидой классического университета) в научно-образовательные мегаполисы континентального, межрегионального и государственного значения. В разных странах наблюдается объединение университетов с промышленными комплексами. Так формируется база для научных изысканий и подготовки уникальных специалистов для современных фирм и предприятий.

Как повлияли исторические традиции на развитие высшей школы в нашей стране?

Согласно замыслу Петра I, университет есть центр научной, образовательной и просветительской деятельности, имеющий общекультурное значение для развития страны. В результате и в наше время в структуру университета входят различные научные центры, НИИ, научные общества и профессиональные объединения.

Интересно
Преподаватели университета не только создают научные школы, но и включены в широкую пропаганду достижений науки, культуры и техники через публичные лекции, семинары, конференции, средства массовой информации, радио и телевидение.

Большая часть университетских преподавателей принимает участие в подготовке научно-методических пособий и написании учебников для образовательных систем разных типов.

В истории России университет был связующим звеном между Академией наук и средними общеобразовательными школами

В российских университетах работают профессора, являющиеся членами Российской Академии наук, Академии образования, Академии педагогических и социальных наук, Академии педагогического образования и многих других общественных академий.

Традиционно российские университеты обладают отечественным научным и кадровым потенциалом и поддерживают культурный и научный обмен с зарубежными университетами.

Важнейшими принципами развития отечественных университетов остаются:

  • взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки специалистов;
  • преемственность между уровнями образования, культуротворчество и высокая корпоративность выпускников университета;
  • гражданственность воспитания;
  • интеллигентность и высокая духовность университетской жизни независимо от политического строя и экономических условий в стране.

Каковы современные новации в системе университетского образования?

Реформирование системы высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство.

На этом пути наблюдается ряд тенденций.

Первая связана с развитием многоуровневой системы во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что многоуровневая система организации высшего образования обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского образования новые специальности.

Вторая тенденция – это мощное обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

Третья тенденция – это университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы России на самофинансирование

И еще одна тенденция состоит во включении вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.

Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся образовательных систем.

В системе отечественного высшего образования выделяют разные типы нововведений.

Рассмотрим их на примере развития высшего образования:

Масштаб преобразования вуза.

Интересно
Нововведения могут вводиться в рамках только одного факультета или направления и связаны, например, с изменением учебного плана и образовательных программ.

Более масштабные преобразования могут охватывать структуру управления, формы организации учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности студентов, образовательные технологии, сферу международного сотрудничества и другое. Если же весь вуз реализует идею перспективного развития, то введение разного вида новаций приобретает полномасштабный характер и охватывает, как правило, все звенья и элементы системы.

Степень глубины осуществляемого преобразования.

В рамках данного критерия возможно обновление по аналогии или прототипу, уже известному в мировой практике. Это касается всех элементов и звеньев высшего учебного заведения – учебной дисциплины, деятельности преподавателя и студента, организации отбора абитуриентов.

Комбинаторное нововведение предполагает структурное, а не содержательное обновление. Например, включение в структуру университета академической гимназии как школы. Другим примером может быть создание комплекса «педагогическая гимназия – педагогический колледж – педагогический университет». Радикальное изменение в системе высшего образования связано, например, с открытием частного вуза, переходом высшего учебного заведения на разные источники финансирования, с переходом всего вуза на дистанционную форму обучения студентов.

Степень новизны по фактору времени.

В рамках этого критерия нововведения классифицируют как «замещающие», «отменяющие», «открывающие» и ретровведения. В первом случае вместо устаревшего учебника, например, или технического средства вводятся новые, более современные. Суть отмены – в прекращении деятельности какой-то подструктуры вуза в связи с ее бесперспективностью; в этом-то и состоит новизна.

«Открывающее» – это новая специальность, образовательная технология, подструктура.

Ретровведения – это освоение вузом чего-то давно забытого и упраздненного, но актуального в современных условиях (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).

Значение российского инновационного движения в образовании в начале 90-х гг. двадцатого века трудно переоценить. Оно способствовало как созданию модели образовательных институтов открытого гражданского общества, так и возникновению механизма постоянного и устойчивого обновления образования.

В результате появились интересные проекты, новые технологии и целые инновационные школы, которые стали своеобразным ядром всего движения за обновление школы. Педагоги-новаторы объединились в рамках «педагогики сотрудничества», внутри которой наиболее яркими фигурами, создателями авторских школ являются В.А. Караковский и Ш.А. Амонашвили.

Интересно
В начале двадцать первого века инновационное движение продолжало расширяться, породив многообразие типов школ и педагогических подходов, что позволило констатировать возникновение подлинно альтернативного образования в России.

В его среде отчетливо выделяются школы, работающие на основе авторских концепций и возглавляемые педагогами-авторами. Это московская педагогическая гимназия № 734 А.Н. Тубельского, красноярская школа «Эврика-развитие» Т.М. Ковалевой, красноярская школа «Универс» И.Д. Фрумина и др. Актуализируются позиции «свободных школ», зарождается новая педагогическая парадигма «школа жизни».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)