Избирательный процесс: основные этапы и формы политического участия

Для большинства граждан демократических стран основной формой политической активности является участие в выборах. Бернард Шоу с присущей ему иронией заметил: «Демократия – изобретение, обеспечивающее нам такое правительство, которого мы заслуживаем».

Выборы в органы государственной власти проходят регулярно, через определенные законом промежутки времени. Президент и члены высших законодательных органов избираются обычно на срок от четырех до шести лет. Местные органы власти избираются на более короткий срок – два или три года. Дата предстоящих выборов устанавливается законодательством или указом главы государства. При парламентских формах правления высший законодательный орган может быть распущен досрочно. Тогда назначаются внеочередные выборы; они могут проводиться и в том случае, если лицо, занимающее выборный пост, отстранено от должности или не способно выполнять свои обязанности в связи с болезнью.

Избирательная кампания официально стартует в день объявления даты выборов: начинается составление списков избирателей, выдвигаются и регистрируются кандидаты, ведется предвыборная агитация, проводится голосование.

Проблема низкой активности избирателей

Было бы логично предположить, что в странах, где сильны традиции демократии, следует ожидать достаточно высокого интереса граждан к политическим выборам. Оказывается, это далеко не так! В США в 1990-е гг. число избирателей, принимавших участие в выборах, ни разу не превысило 53 %. В Европе показатели несколько выше и составляют в среднем от 60 до 70 %; только в Швеции, ФРГ и в Италии избирательная активность граждан превышает 80–90 %.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ

Мнения политологов по поводу низкой политической активности в развитых демократических странах Запада расходятся. Одни с тревогой смотрят на это явление, утверждая, что низкая активность избирателей указывает на разочарование граждан в конституционной демократии, которая утрачивает свою легитимность и авторитет. Если такое положение сохранится, то сама демократия будет поставлена под угрозу. Другие ученые придерживаются более оптимистических взглядов. Они полагают, что низкая политическая активность свидетельствует о том, что граждане в основном удовлетворены имеющейся политической системой или, по меньшей мере, удовлетворены настолько, что не хотят тратить время на регистрацию и голосование. Более того, страны с очень высоким уровнем активности избирателей нередко страдают от своего рода политической лихорадки, а интенсивность политической активности в них достигает опасного размаха.

Большинство избирателей все же принимают участие в голосовании. Политическая активность граждан детерминируется объективными факторами, такими, как уровень доходов, образование, возрастная и половая принадлежность, район проживания. Очевидно, что люди, получающие солидные доходы, скорее пойдут голосовать, чем те, кто не столь состоятелен: их политическая активность детерминирована экономическими интересами. Данные социологов свидетельствуют о том, что образованные люди более склонны участвовать в выборах, чем те, кто не окончил средней школы. Образованные граждане лучше информированы, имеют более широкий спектр социально-политических интересов, у них развито чувство причастности к политической жизни страны.

Кроме того, политическая активность в значительной мере зависит от возраста. В целом молодежи до 25 лет свойственно меньше интересоваться политикой, чем старшему поколению. Так, примерно половина граждан США в возрасте от 18 до 25 лет не регистрируется для участия в выборах. Сконцентрированные на личных проблемах, молодые люди не находят времени, чтобы поинтересоваться политическими вопросами. Пик политической активности граждан, как правило, приходится на возраст от 25 до 50 лет. Психологи склонны объяснять это тем, что люди старшего возраста стремятся к завоеванию влиятельного положения в обществе: их политическая активность детерминирована деловой и профессиональной динамичностью.

В последние десятилетия во многих странах мира социологи отмечают достаточно высокую избирательную активность пожилых людей. На избирательные участки пенсионеров приводит интерес к проблемам социального страхования и медицинского обеспечения. Кроме того, пожилые люди имеют больше свободного времени для участия в политической жизни.

Что касается гендернойпринадлежности избирателей, то не так давно среди политологов существовало единодушное мнение, согласно которому мужчины более охотно принимают участие в выборах, чем женщины. Во многом это объяснялось тем, что женщины сравнительно недавно завоевали право голоса. Например, во Франции женщины получили такое право в 1944 г., в Греции – в 1956 г., в Швейцарии – только в 1971 г. Однако данные социологов говорят о том, что разрыв между мужчинами и женщинами в отношении избирательной активности в развитых странах неуклонно сокращается. В США и некоторых странах Западной Европы (Франция, Швеция, Дания и др.) разница между этими двумя группами избирателей практически исчезла.

Наконец, несмотря на неуклонное развитие средств связи и коммуникаций, фактор места проживания граждан играет существенную роль: избирательные участки в городах по-прежнему значительно более доступны по сравнению с отдаленными населенными пунктами.

Основные этапы избирательного процесса

Выборы проводятся по избирательным округам: территория государства разбивается на округа, население которых выбирает одного или нескольких депутатов. Для выборов в местные органы власти создаются небольшие избирательные округа, где депутат избирается от жителей одного района (квартала, поселка, деревни и т. д.). При выборах депутатов в высшие законодательные органы несколько небольших избирательных округов объединяются и депутаты избираются от населения провинции (графства, края). Если избирается один депутат, округ называется одноименным, если несколько – многоименным.

Избирательное право действительно является равным, если в округе каждый депутат избирается одинаковым числом избирателей. Однако этот принцип под разными предлогами часто нарушается. Партия, находящаяся у власти, стремится сформировать избирательные округа таким образом, чтобы увеличить свое представительство в выборных органах. Например, если правящая партия пользуется преимущественным влиянием в сельской местности, а оппозиционная – в городе, то первая будет стремиться к тому, чтобы округа были приблизительно равными по территории. Тогда сельские округа с небольшой плотностью населения будут иметь преимущество по сравнению с городскими, где на небольшой территории проживают тысячи человек.

В странах с многонациональным составом весьма важным является вопрос о том, как обеспечить пропорциональное представительство каждой национальности в выборных государственных органах. Если в стране существует двухпалатный парламент, то в первую палату обычно избирается равное число депутатов от каждой административно-территориальной единицы (провинции, края, республики). Во второй палате число депутатов пропорционально численности населения края или республики.

Все граждане, имеющие право голоса, заносятся в списки избирателей. В большинстве европейских стран и в России списки составляют местные органы власти. В США и Великобритании избиратели сами должны прийти на избирательный участок и зарегистрироваться.

Одновременно с регистрацией происходит выдвижение кандидатов. Для этого, как правило, от имени партии (или установленного числа избирателей) подается заявление в соответствующий орган, что формально дает возможность выдвигаемому кандидату начать предвыборную борьбу. В США существует система первичных выборов, которые позволяют определить, кто из партийных кандидатов пользуется наибольшей поддержкой. Все победившие на первичных выборах становятся официальными кандидатами партии и получают возможность продолжить борьбу за выборный пост.

Таким образом, независимо от того, какой порядок выдвижения кандидата принят в стране, решающая роль на первом этапе принадлежит политическим партиям: именно они осуществляют подбор кандидатов, оказывают им организационную и финансовую поддержку. Чтобы ознакомить каждого избирателя со своей предвыборной программой, партии проводят митинги и собрания, организуют встречи кандидатов с жителями своего избирательного округа, выступают в прессе, по радио и телевидению.

Техника проведения предвыборных кампаний с каждым годом совершенствуется. Сегодня партии прибегают к услугам политологов, социологов, социальных психологов, изучающих общественное мнение и настроения избирателей. Политические лидеры все чаще пользуются услугами имиджмейкеров.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Имиджмейкер – специалист по созданию имиджа (англ. image – «образ, изображение»). Его задача состоит в том, чтобы максимально приблизить образ политика к ожиданиям избирателей.

Услуги профессиональных менеджеров по подготовке кандидатов и их платформ для политической рекламы в средствах массовой информации – весьма дорогостоящее мероприятие. Например, кандидаты в конгресс тратят десятки миллионов долларов на производство и размещение медиарекламы в ходе своих политических кампаний и еще примерно столько же на опросы, исследования и услуги политических консультантов.

Профессиональные политические менеджеры используют новый термин: оптовая продажа кандидата – так они оценивают контакт с массовой аудиторией через каналы коммуникаций. К сожалению, политическая реклама все больше акцентирует внимание на создании «нужного» образа, а не на реальной личности кандидата. В прошлом, чтобы стать фигурой национального масштаба, кандидатам приходилось подниматься по длинной политической лестнице, доказывать свои достоинства в острых дискуссиях, выступая в партийных организациях. Сегодня они могут совершить мгновенный эффектный выход на национальную политическую сцену с помощью имиджевой рекламы в средствах массовой информации.

Очевидно, что участвовать в дорогостоящей избирательной кампании без поддержки крупной политической партии практически невозможно, поэтому в условиях сложившейся многопартийной системы независимый кандидат вряд ли способен рассчитывать на победу. Принцип демократической политики и демократических выборов требует, чтобы партии и их кандидаты вели избирательную кампанию в равных условиях. Между тем на практике часто происходит обратное: партии, пользующиеся поддержкой состоятельных слоев населения, получают значительные пожертвования, а значит, имеют солидную финансовую базу. Это обеспечивает им выход на телевидение, радио, на страницы газет и журналов. Именно они покупают лучшее время в эфире, арендуют прекрасные помещения для встречи с избирателями, могут позволить себе оплачивать услуги многочисленных консультантов. Небольшие, не имеющие возможности привлечь крупные средства в свой предвыборный фонд партии заведомо оказываются в невыгодном положении.

Государство берет на себя часть расходов кандидата по ведению предвыборной кампании. В большинстве стран это делается путем предоставления бесплатного времени вещания и бесплатных публикаций в прессе непосредственно каждому одобренному кандидату. Кроме того, государство устанавливает ограничения на размер пожертвований частных лиц и организаций в предвыборные фонды, использование личных средств кандидатов, общую сумму расходов на избирательную кампанию. Однако время от времени в прессе вспыхивают скандалы, связанные с разоблачением тайных источников финансирования партийных лидеров, с фактами нарушения партиями финансового законодательства.

Избирательная кампания завершается голосованием. За день до голосования прекращается предвыборная агитация: день тишины перед голосованием предоставляется избирателям для того, чтобы они окончательно обдумали свой выбор и самостоятельно приняли решение. Голосование проходит тайно: в одних странах избиратели заполняют бюллетени в кабинках, в других – используются специальные машины для голосования, сконструированные таким образом, чтобы исключить подтасовку результатов.

Избирательные цензы

В большинстве демократических стран выборы проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права. Однако на ранних этапах развития конституционной демократии избирательное право ограничивалось имущественным цензом – уплатой определенной суммы налога с недвижимости. В течение всего XIX в. велась борьба вначале за снижение, а потом и за отмену имущественного ценза, который был основным препятствием на пути к получению избирательных прав большинством граждан.

Достаточно долго в странах Запада существовал высокий возрастной ценз: право голосовать предоставлялось с 21–23 лет. Борьба молодежи за свои права, бурные выступления протеста, прокатившиеся по многим странам в 1960–1970 гг., привели к тому, что возрастной ценз был снижен до 18 лет. В США это произошло в 1971 г., во Франции и ФРГ – в 1974 г., в Италии – в 1975 г. Более высокий возрастной ценз существует, как правило, для кандидатов на выборные посты. Так, кандидат в нижнюю палату парламента не должен быть моложе 23–25 лет, кандидат в верхнюю палату – не моложе 30–40 лет. На должность главы исполнительной власти не может выдвигать свою кандидатуру гражданин моложе 35–40 лет.

Во многих странах действуют цензы оседлости для избирателей и депутатов. Для избирателей ценз оседлости, как правило, не превышает нескольких месяцев. В США для участия в президентских выборах необходимо проживать в данной местности не менее 30 дней, а для участия во всех других выборах – от трех месяцев до одного года (в зависимости от законов штата). Однако при переезде на новое место жительства можно получить своего рода открепительный талон, который позволяет участвовать в выборах.

Для кандидатов на выборные посты существуют достаточно высокие цензы оседлости. Парламентарии должны постоянно проживать в той местности, от которой они баллотируются, причем к моменту выборов они должны прожить в стране не менее 10–15 лет. Такие требования вполне оправданны: избиратели хотят иметь компетентных, обладающих достаточным жизненным опытом, хорошо подготовленных к выполнению своих обязанностей представителей в выборных органах власти.

Основные типы избирательных систем

После завершения выборов наступает самый ответственный этап – подведение итогов голосования. В каждой стране существуют установленные законом и проверенные практикой правила определения результатов голосования. Совокупность этих правил называется избирательной системой. Наиболее широкое распространение получили мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

Мажоритарную систему обычно называют системой большинства, поскольку избранным по этой системе считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Известно две разновидности мажоритарной системы – абсолютного и относительного большинства. В первом случае победу одерживает кандидат, набравший 50 % плюс один голос от числа избирателей, принявших участие в выборах. Во втором случае побеждает кандидат, набравший больше голосов, чем каждый из его соперников в отдельности. Если ни один из кандидатов не набирает необходимого числа голосов, проводится второй тур выборов, где участвуют два кандидата, которые получили максимальное число голосов в первом туре. Мажоритарная система имеет свои достоинства и недостатки. Это хорошо видно на следующем примере.

ПРИМЕР

Допустим, в трех избирательных округах выставили своих кандидатов на выборах три партии: «синие», «зеленые» и «красные». В каждом округе приняло участие в выборах по 100 тыс. избирателей. Итоги голосования можно представить следующим образом:

За кандидатов партии «синих» в трех округах проголосовало 139 тыс. избирателей, но «синие» получили только один депутатский мандат в одном округе. «Зеленые» собрали в общей сложности 110 тыс. голосов избирателей, но эта партия получила два депутатских мандата (второй и третий округа). Партия «красных» не имеет ни одного мандата, хотя ее поддержали на выборах 51 тыс. избирателей.

Таким образом, при мажоритарной системе политическая партия, за которую на выборах проголосовало избирателей меньше, чем за ее основного соперника, может получить большинство мест в законодательном собрании. Особенно сложно при такой системе небольшим партиям: поданные за них голоса часто пропадают, и партия лишается представительства в выборных органах власти. Однако, несмотря на столь явные недостатки, мажоритарная система продолжает широко использоваться в избирательной практике. В настоящее время она применяется в Великобритании, США, Франции, Японии. Дело в том, что подобная система позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте.

Пропорциональная система практикуется многими западноевропейскими странами. При проведении выборов по этой системе создаются большие по численности избирателей округа. Партии выставляют на выборах списки кандидатов из двух, трех и более человек. Затем устанавливается избирательная квота. Например, в избирательном округе приняло участие в голосовании 210 тыс. избирателей. Всего в округе должно быть избрано три депутата. Число поданных голосов делится на число депутатских мест: 210 тыс. / 3 = 70 тыс. В данном случае 70 тыс. является избирательной квотой. Каждая партия получит столько мест, сколько раз квота уложится в число поданных за нее голосов.

ПРИМЕР

Допустим, что в данном избирательном округе выставлено два списка кандидатов: от партии «зеленых» и партии «синих». За список «зеленых» было подано 130 тыс. голосов, за список «синих» – 80 тыс. В число голосов, полученных списком партии «зеленых», квота укладывается один раз (130 тыс. / 70 тыс. = 1), и 60 тыс. голосов в остатке. В число голосов, поданных за партию «синих», квота также укладывается один раз (80 тыс. / 70 тыс. = 1), и 10 тыс. в остатке. Каждая партия получает по одному депутатскому мандату, и в выборный орган проходит депутат, чье имя в списке его партии значилось под первым номером. Один депутатский мандат пока остается свободным. Его получит та партия, у которой больше остаток от деления на квоту. В нашем случае у партии «зеленых» остаток был 60 тыс., а у партии «синих» – 10 тыс. голосов. Депутатское место получают «зеленые». Оно достается депутату, чье имя стояло в списке под вторым номером.

Очевидно, что пропорциональная система более справедливо отражает соотношение между количеством поданных за партию голосов и числом полученных ею мандатов. В этом случае законодательное собрание страны достаточно точно представляет все основные политические силы общества. Однако недостатки данной системы являются в значительной мере продолжением ее достоинств. Пропорциональное представительство как бы поощряет дробление политических сил. Там, где имеет место расщепление политических взглядов, такая система позволяет небольшим коалициям объединяться в партии и завоевывать места в парламенте, что создает канал для проникновения в него экстремистских группировок. Чтобы устранить этот недостаток, обычно вводят пороговое условие: минимальный процент голосов, необходимый для прохождения в парламент (обычно 4 или 5 % от общего числа голосов по стране).

Пропорциональная система сегодня используется при выборах в Европейский парламент, а также в Финляндии, Нидерландах, в Бразилии, Израиле и ЮАР. В ряде стран существует смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система. Например, в ФРГ половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в один тур, а половина – на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат – по системе пропорционального представительства.

В России в 2016 г. выборы пройдут по смешанной избирательной системе: 225 из 450 депутатов Государственной думы будут избраны по партийным спискам по единому федеральному округу (пропорциональная система), а еще 225 – по одномандатным округам (мажоритарная система). Для попадания в Думу по пропорциональной системе партиям необходимо преодолеть пятипроцентный барьер, а кандидатам в округах – простое большинство голосов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)