История возникновения и развития психологии кадрового менеджмента

Проблематика психологии кадрового менеджмента тесно связана с историей развития психологии менеджмента, теории управления и организационной психологии.

Формально возникновение психологии кадрового менеджмента относят к началу XX в. В данный период У. Скотт был первым, кто использовал психологию для нужд рекламы, отбора персонала и менеджмента. На рубеже XIX и XX вв. он говорил о потенциальных возможностях психологии в менеджменте.

Значительный вклад в продвижение психологического знания в организационную практику внес Г. Мюнстерберг2. Он был одним из первых психологов, ратовавших за использование тестов в качестве отборочной процедуры прогностического характера, позволяющей выявить претендента с необходимыми навыками, предъявляемыми к работнику на конкретном рабочем месте.

Г. Мюнстерберг провел немало исследований в реальных производственных ситуациях и на реальных рабочих местах, и целью этих исследований было повышение производительности труда.

Знаменитый труд Г. Мюнстерберга «Основы психотехники» и сейчас используется психологами, так как содержит важную и полезную информацию об организации профессионального психологического отбора, создании системы стимулирования труда и т. п.

Интересно
Работы У. Скотта и Г. Мюнстерберга заложили основы организационной психологии и психологии менеджмента. В эти же годы в Европе также предпринимались научные поиски в области изучения функционирования организаций с целью совершенствования управления. Здесь среди пионеров управленческой мысли следует назвать А. Файоля.

Руководствуясь своим богатым опытом, А. Файоль разработал общую теорию управления, которая была приложима к широкому кругу организаций как в индустриальной сфере, гак и в деятельности государственного аппарата. Проявляя особый интерес к административной деятельности организации, он утверждал, что по мере продвижения вверх по управленческой иерархической лестнице руководителям необходимы различные способности и умения. Так, на низших организационных уровнях от менеджера требуются в большей степени технические умения для того, чтобы успешно контролировать деятельность рабочих.

На более высоких уровнях иерархии он должен обладать уже административными способностями, поскольку здесь ему необходимо воздействовать на людей, под руководством которых находятся другие люди1.

В содержание понятия «администрирование» А. Файоль вкладывал такие его функции, как планирование, организация (как процесс), распорядительство (в современном понимании — лидерство), координация и контроль. Функции и принципы администрирования, выделенные им, авторы американских учебников по менеджменту считают необходимой основой для изучения управленческой деятельности и сегодня. Вклад А. Файоля в эту область настолько значителен, что его порой называют «отцом современной теории управления».

Вклад в развитие организационной психологии и психологии менеджмента внесли представители системного и ситуационного подходов в научном менеджменте.

В 50-е гг. XX в., когда после окончания Второй мировой войны гонка вооружений была в самом разгаре, интенсивно развивались практика и методология проектирования сложных систем. В научном менеджменте складывался системный подход (Л. Берталанфи, К. Боулдинг, Н. Винер, П. Риветт, У. Черчмен).

Система — это единство элементов, определенным образом связанных между собой, функционирующих как целое благодаря процессам обмена с внешней средой.

Системная методология и ее применение к изучению организаций, их проектированию и оптимизации работы потребовали новых методов анализа организации в целом и деятельности отдельных ее звеньев, вплоть до трудовой деятельности отдельных сотрудников.

В русле системного подхода стали разрабатываться количественные методы исследования: исследование операций, теория информации, математическое моделирование деятельности сотрудника, теория алгоритмов, экспериментальная когнитивная психология.

Во второй половине XX в., по мере накопления знаний о разновидностях производственных организаций (в зависимости от производимого продукта, используемых технологий, размеров организации, характера взаимосвязей с внешней средой и пр.), сложилось представление о том, что следование общим правилам менеджмента может принести не только к успеху, но и к потерям.

Интересно
В научном менеджменте складывался ситуационный подход (Дж. Вудворд, И. Моклер, Д. Ломбард). Важным принципом стал учет многообразия конкретных условий жизни данной организации, стадии ее развития, другими словами, принцип ситуативности. Эффективный метод управления может быть найден только при учете всех существенных параметров данной организации.

Этот принцип подчеркивает уникальность управленческих ситуаций, которая, однако, не должна приводить к полному отрицанию научных обобщений, принципиальному эмпиризму и эклектизму в области менеджмента.

Важную роль играют установление границ исследуемой реальности и выделение среди огромного многообразия переменных наиболее существенных факторов.

Единицы исследования, которые при этом вычленяются, — это управленческие ситуации (например, ситуация конфликта, связанного с несправедливым способом оплаты труда).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)