История возникновения этики

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

Процесс формирования этики берет начало с середины первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае.

Укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи.

В этот период возникает потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми. В ответ на эту потребность в осмыслении нового образа жизни и появилась этика.

Сам термин «этика» (от древнегреч. этикос – нрав, привычка) ввел в научный оборот Аристотель (384–322 гг. до н. э.) для обозначения особой области исследования – «практической философии», в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни.

Однако, как и бывает в науке, ещё до Аристотеля различными проблемами морали активно занимался его учитель – Платон (428–348 гг. до н. э.), а также учитель самого Платона – Сократ (469–399 гг. до н. э.).

Словом, в V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре человечества.

Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности.

Так, Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) – мудрость, рассудительность, сообразительность, и этические (связанные с деятельностью воли) – мужество, уравновешенность, щедрость и др.

Интересно
Платон же выделяет четыре базовые, кардинальные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость.

Античная этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков.

По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным нормам, а того, что есть, – тому, то должно быть.

Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. В ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу.

Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал её религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей проблематики нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле.

Этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

Центральным понятием этики эпохи Возрождения является гуманизм. Гуманизм ориентирован прежде всего на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых её идей, отвергающихся в Средневековье.

Одной из таких идей был антропоцентризм, т. е. то, что в центре мироздания располагается человек. Из этого следовало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностями. Однако влияние церкви на сознание общества по-прежнему оставалось значительным.

Главной чертой этики Нового времени была попытка свести её к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы.

В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека.

Интересно
В Новое время на пути разрешения этих противоречий этика приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.

Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют веры античности во всесилие нравственных возможностей личности.

Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм.

Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имя такого знаменитого философа, как И. Кант.

По Канту, этика – наука лишь о должном (идеальном), а не о том, что есть. Она должна искать свои основания не в природе или бытии человека, а в чистых идеалистических постулатах разума.

Попытка Канта выделить специфический предмет этики (область долженствования) привела к устранению из неё проблем происхождения и обусловленности морали.

Марксистская этика отвергает противопоставление «чисто теоретического» и «практического». Предмет марксистской этики включает философский анализ природы, сущности и функций морали, нормативную этику, исследующую проблемы критериев, принципов, норм и категорий определенной моральной системы.

В начале XX века возникает метаэтика, которая полностью отказалась от нормативных притязаний, она не учит людей, как надо жить, но только описывает особенности «морального языка» как специфического феномена.

Английский философ Дж. Мур подверг критике традиционную этику, как покоящуюся на натуралистической ошибке, заключающейся в попытках идеалистических определений таких понятий, как добро, идеал, долг, которые, по его мнению, неопределимы.

Также в начале XX в. возникает новое направление – социология морали, рассматривающая конкретные проблемы этики, связанные с выявлением роли моральных факторов в реальных социальных процессах.

М. Вебер (1864–1920) создал новый метод исследования, выраженный в рассмотрении этических компонентов социальных систем, роли этики в культуре, её значения для экономического развития, и приступил к сравнительному изучению религиозной этики.

Заслуга М. Вебера состояла в том, что он выявил тесную связь экономического и социального развития с особенностями хозяйственной этики, менталитета и образа жизни больших социальных сообществ.

В начале XX в. (Л. Толстой, Ф. Достоевский) и особенно в середине века (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) возникло новое направление в философии – экзистенциализм.

Его особенностью было обращение к внутреннему миру человека, возвращение к «вечным» проблемам человеческого существования (одиночество, любовь, смерть).

Экзистенциализм содержал значительную этическую компоненту, наполнив предмет этики психологическим содержанием и личностным смыслом.

В конце XX века начинается новый период – широкое развитие получает прикладная этика. Это очень широкое направление в этике, отвечающее практическим потребностям развития современного общества и имеющее большое практическое поле применения.

Сюда относятся все виды профессиональной этики (этика бизнеса, этика учёного, этика делового общения), а также совсем новые направления (возникшие в конце XX века) – генная инженерия, суррогатное материнство, права животных, экологическая этика, политическая этика (шпионаж, смертная казнь), сексуальная, компьютерная, этика цензуры и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)