Источники железнодорожного права

Источник права – это совокупность нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве. Источником железнодорожного права является совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения между субъектами.

Высшим юридическим актом, регулирующим транспортные отношения, является Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения.

Следующую ступень нормативно-правового регулирования занимает Гражданский кодекс РФ, в котором сосредоточены наиболее важные правила поведения лиц – участников транспортных обязательств, носящих имущественный характер. Это обстоятельство связано с тем, что соответствующие отношения традиционно регулируются транспортными уставами и кодексами, которые с 1964 года действовали наряду с ГК, а до этого времени считались основными нормативными правовыми актами в рассматриваемой сфере деятельности.

По свидетельству О. С. Иоффе, ранее «некоторые договорные институты конструировались вне рамок ГК, посредством издания специальных законодательных актов, обычно относящихся к отдельным видам или даже целым отраслям хозяйственной деятельности.

Так обстояло дело, в частности, с договорами перевозки и примыкающими к ним иными транспортными договорами (буксировки, экспедиции, эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования). Начиная с Устава железных дорог 1922 года регулирующие их юридические нормы инкорпорируются в кодексах или уставах, приуроченных к различным видам транспорта… И только окончательно утвердившееся господствующее воззрение на перевозку как гражданско-правовой договор самостоятельного типа9 создало предпосылки для формирования одноименного института в Основах гражданского законодательства 1961 г. и изданных в соответствии с ними республиканских ГК 1963- 1964 гг.».

В настоящее время ч. 2. ст. 784 ГК устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Из этого, в частности, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны получить статус федеральных законов.

С принятием Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта такой статус в настоящий момент имеют все транспортные уставы и кодексы, а именно: Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Данные нормативные документы не могут противоречить нормам ГК, если иное не предусмотрено Кодексом.

Наряду с транспортными уставами и кодексами правовыми актами, регулирующими транспортные отношения, являются следующие федеральные законы:

  • от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
  • от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»;
  • от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
  • от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

По наиболее важным вопросам, не получившим детальной регламентации в федеральных законах, издаются указы Президента РФ, например:

  • от 16.03.2010 № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации»;
  • от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».

Правительство РФ также осуществляет законотворческую деятельность, издавая постановления и распоряжения по различным вопросам, связанным с железнодорожными перевозками грузов и пассажиров. Так, немаловажное значение имеют постановления Правительства РФ: от 31.10.2015 № 1180 «Об утверждении Правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте».

К числу распоряжений Правительства РФ можно отнести следующие:

  1. От 23.07.2015 № 1424-р «Об утверждении перечня специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора».
  2. От 29.12.2017 № 2991-р «О ежегодных темпах роста тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования» и др.

Разумеется, что постановления Правительства РФ не могут противоречить указам Президента РФ, так же как последние не должны противоречить федеральным законам.

Не последнюю роль в правовом регулировании транспортной деятельности играют ведомственные нормативные правовые акты, к которым относятся инструкции, постановления и правила по вопросам компетенции соответствующих министерств, ведомств, комитетов и иных государственных органов.

Речь идет о таких подзаконных актах, как:

  • приказ Минтранса России от 24.01.2018 № 27 «Об установлении значений минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ»;
  • приказ Минтранса России от 13.04.2016 № 100 «Об утверждении Порядка формирования и утверждения перечня припортовых железнодорожных станций, с которых перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования вправе перемещать порожние грузовые вагоны, внесения в него изменений»;
  • приказ Росжелдора от 26.12.2017 № 506 «Об утверждении Плана-графика перехода Федерального агентства железнодорожного транспорта на использование отечественного офисного программного обеспечения в 2017-2018 годах и на плановый период до 2020 года»;
  • приказ ФАС России от 27.12.2017 № 1803/17 «Об индексации тарифов на перевозки специальных и воинских грузов железнодорожным транспортом общего пользования» и др.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вопросам транспортного права посвящен целый ряд международных конвенций.

Так, Положение в отношении счетной единицы и корректировки пределов ответственности в конвенциях о международных перевозках и конвенциях об ответственности, принятое 28 июля 1982 года, определяет специальное право заимствования в качестве счетной единицы в отношении положений о пределах ответственности. Для урегулирования пределов ответственности при подготовке будущих международных конвенций, содержащих положения о пределах ответственности, или при пересмотре действующих конвенций используются два альтернативных варианта положений.

Отношения, связанные с осуществлением и обеспечением международных перевозок, могут регулироваться с применением норм международных конвенций, например, соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года. Правила конвенций, участницей которых Россия не является, могут применяться только в том случае, если на них имеется прямая ссылка в соглашении сторон.

В транспортном праве большую роль играют обычаи делового оборота. Под ними понимаются сложившиеся и широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком либо документе.

Так, при международных перевозках в качестве обычаев делового оборота широко используются международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС-2010» и Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок (последняя редакция действует с 1995 г.).

Международной ассоциацией транспортных экспедиторов (ФИАТА) разработаны типовые правила, касающиеся услуг грузового экспедирования16, которые также могут быть использованы в качестве обычаев делового оборота при наличии пробелов в отечественном законодательстве. Кроме того, правилами установлено, что они применяются и в том случае, если в договоре транспортной экспедиции имеется ссылка на них.

Интересно
Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле, принятая дипломатической конференцией (Вена, 2-19 апреля 1991 г.), устанавливает единообразные правовые нормы, регулирующие ответственность оператора терминала за утрату или повреждение груза, который является объектом международной перевозки, в период его нахождения в транспортном терминале и за задержку оператором терминала доставки груза.

В отдельных случаях источниками транспортного права могут считаться судебные акты, в том числе постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Конечно, справедлив афоризм английского философа Френсиса Бэкона о том, что судья, который отходит от текста закона, становится законодателем. Справедливо и то, что суд может только толковать законы и иные нормативные правовые акты, но не создавать новые. Однако там, где имеются пробелы в законодательстве, судебные акты могут вполне рассматриваться как источники права.

Кроме того, постановления пленумов высших судебных органов РФ обеспечивают единообразие судебной и иной правоприменительной практики, позволяют уяснить точный смысл законов, а потому имеют огромное значение в правовом регулировании транспортной деятельности.

К таковым, например, относятся постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ: от 01.07.2010 № 37 «О внесении изменений и дополнений Инкотермс-2010 (англ. Incoterms, International commerce terms) – международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли.

Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе, вступающие в силу с 1 января 2011 г. в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», от 06.10.2010 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”».

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)