История развития железнодорожного транспорта России

Исследование правовых проблем, которые имеются в регулировании отношениях отношений между субъектами железнодорожного права, невозможно без знаний того, что из себя представляет железнодорожный транспорт на современном этапе, и без истории его становления. Поэтому вначале коротко изложим основные этапы этой отрасли материального производства, а затем покажем, что из себя представляет железнодорожный транспорт сегодня.

О железных дорогах в России можно вести повествование с XVIII века, когда чугунные рельсы пришли на смену деревянным брусьям (лежням), которые с середины XVI века использовались в рудниках и угольных шахтах.

Первая конно-чугунная дорога была построена в России в 1806-1809 гг. Ее протяженность не превышала 2 км.

История развития железнодорожного транспорта России

Первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена в Англии Джорджем Стефенсоном в 1825 году – между Стоктоном и Дарлингтоном (21 км). В 1834 году, с которым принято связывать начало истории российских железных дорог, инженер Франца фон Герстнера подал царю Николаю I серьезный отчет, в котором, в частности, утверждалось:

«…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения…»

Первая Царскосельская железная дорога протяженностью 27 км была проложена из Царского села в Петербург в 1836 году. Движение по ней осуществлялось на русском паровозе, построенном механиками и изобретателями Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном Ефимовичем. Паровозом, прозванным «сухопутным параходом», в первые дни лично управлял Франц фон Герстнер. Начиная с 1845 года в России начали производство своих паровозов.

Вторая половина XIX века может быть охарактеризована, как железнодорожный бум. Второй железной дорогой на территории Российской империи была линия, проложенная в 1840 году от Варшавы до Скерневице, которая затем в 1848 году она соединилась с Краковско-Верхнесилезской железной дорогой (Австрия).

История развития железнодорожного транспорта России

В период 1842-1851 гг. была построена железнодорожная магистраль Петербург – Москва протяженностью 651 км. Ширина колеи равнялась 5 футам (1524 мм) и не совпадала с шириной колеи иных государств (1829 мм). Объяснялось это отсутствием пользы в перерасходе материалов.

В это время строились не только такие железнодорожные магистрали, как «хлебная» дорога – в Поволжье, Оренбургская железная дорога, но и мосты через крупные реки. Величайшим достижением того времени было строительство Транссиба – самой длинной железной дороги в мире. Решение об этом было принято в 1857 году для освоения Дальнего Востока и Сибири, а официальное открытие строительства произошло 31 мая 1891 года. В 1908 году запущено движение по кольцевой железной дороге в Москве.

В 1913 году протяженность сети железных дорог в современных границах нашей страны составляла уже 71,7 тыс. км. Первая мировая и Гражданские войны нанесли серьезный урон железным дорогам России. В этот период было разрушено 2/3 железнодорожных путей и уничтожено 90% подвижного состава. Тем не менее к 1928 году перевозки осуществлялись уже на уровне 1913 года. С 1920 года советские железные дороги начали электрофицироваться, а в мае 1926 года был запущен первый электропоезд. В 1940 году грузооборот железных дорог превысил уровень 1913 года в 5,4 раза.

В особо тяжелый для нашей страны период Великой Отечественной войны строительство железных дорог не прекращалось. С 1941 по 1945 год было перевезено для нужд фронта более 20 млн вагонов. Железнодорожный транспорт был задействован для эвакуации населения и заводов, перевозки раненых, доставки бойцов, боеприпасов, вооружения и продовольствия к линии фронта.

Интересно
Послевоенный период ознаменован восстановлением путей сообщения (85 тыс. км) и иной железнодорожной инфраструктуры. При этом стали использоваться железобетонные шпалы и бесстыковой путь.

Эра паровозов в СССР заканчивается в 1956 году, когда их производство полностью прекратилось.

А уже к 1980 году движение осуществлялось исключительно на тепловой и электрической тяге. В этот период активно осваивались месторождения природных ископаемых в Сибири. Это потребовало строительства новых железных дорог.

В период с 1974 по 1984 год была осуществлена самая крупная в Советском союзе стройка Байкало-Амурской магистрали. В этом же году между Ленинградом и Москвой стал курсировать первый высокоскоростной электропоезд.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)