Источники правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли

В регулировании общественных отношений в нефтяной отрасли используются различные источники энергетического права: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные правовые акты, акты саморегулируемых организаций, содержащие нормы права, локальные нормативные акты юридических лиц, содержащие нормы права, международные договоры Российской Федерации, обычаи, судебные акты высших судебных инстанций, доктрина.

В настоящем параграфе мы остановимся на тех источниках, которые имеют особое значение для регулирования отношения в нефтяной отрасли.

Из кодификационных актов следует отметить Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ.

Среди федеральных законов, регулирующих общественные отношения в нефтяной отрасли, следует учитывать, в том числе, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Особенность правового регулирования нефтяной отрасли заключается прежде всего в том, что в отличие от иных отраслей энергетики, как например, в сфере электроэнергетики, газовой отрасли, теплоснабжения, в сфере использования атомной энергии, на сегодняшний день отсутствует так называемый стержневой специальный закон, в котором содержались бы унифицированные нормы правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли.

Среди подзаконных нормативных правовых актов необходимо отметить в том числе такие как:

  1. Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 № 90 «О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти».
  2. Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
  3. Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 277 «О порядке подтверждения факта добычи и контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 574».
  4. Постановление Правительства РФ от 26.02.2013 № 154 «О порядке мониторинга цен на отдельные виды товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1155».
  5. Постановление Правительства РФ от 26.02.2013 № 155 «О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 251».
  6. Постановление Правительства РФ от 26.09.2013 № 846 «О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанных в подпунктах 2 или 3 пункта 5 статьи 3_1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», и проведения мониторинга обоснованности их применения».
  7. Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 № 1035 «Об утверждении критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты».
  8. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Среди нормативных правовых актов Министерства энергетики РФ следует отметить в том числе:

  • Приказ Министерства энергетики РФ от 03.12.2013 № 868 «Об утверждении Методических указаний по проведению анализа обоснованности применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанную в подпункте 2 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», формы заявления о применении особой формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и формы справки о прогнозных и фактических капитальных и операционных (эксплуатационных) затратах, понесенных пользователем недр и связанных с деятельностью по разведке и (или) разработке месторождения, и о фактической выручке пользователя недр от реализации углеводородов, добытых на месторождении»;
  • Приказ Министерства энергетики РФ от 01.11.2010 № 527/236, Министерства транспорта РФ от 01.11.2010 № 527/236 «Об утверждении норма естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении»;
  • Приказ Минэнерго России от 23.05.2011№ 189 «Об утверждении формы заявки на получение услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам»;
  • Приказ Министерства энергетики РФ от 09.07.2003 № 306 «Об утверждении перечней минимума необходимых работ (услуг) в нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой отраслях экономики и нефтепродуктообеспечении, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества».

Среди подзаконных актов следует также отметить приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Так, Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»; Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» и др.

Особенность международно-правового регулирования обусловлена прежде всего природными качествами нефти и необходимостью обеспечения экологической, энергетической безопасности. В этой связи следует отметить такие международные соглашения как Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года, Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству, Международная конвенция от 23.03.2001 о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом, Конвенция от 22.06.1993 о предотвращении крупных промышленных аварий.

Естественно нельзя не отметить и многочисленные межправительственные двусторонние соглашения о сотрудничестве в нефтяной отрасли, в том числе Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса и др.

Необходимо также учитывать, что 29 мая 2014 года в Астане был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. Согласно п.1 ст.84 Договора государства-члены осуществляют поэтапное формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов согласно приложению № 23 к
настоящему договору с учетом переходных положений, предусмотренных пунктами 6 и 7 ст.104 Договора о Евразийском экономическом союзе.

Приложение № 23 включает в себя Протокол о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов.

В указанном Приложении закреплен понятийный аппарат, основные принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов.

Под общим рынком нефти и нефтепродуктов понимается совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере добычи, транспортировки,
поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, необходимых для удовлетворения потребностей в них государств-членов.

Фактически с даты вступления в силу Договора начинается формирование права Союза, в которое согласно п.1 ст.99 входят и международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу настоящего Договора, которые применяются в части не противоречащей настоящему договору.

Среди локальных актов энергетических компаний нефтяной отрасли следует отметить, например, локальные акты, регулирующие порядок заключения договоров, принятые в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». С положениями о закупках можно ознакомиться на
официальных сайтах компаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)