Источники и методы подбора персонала

Вторым этапом процедуры подбора персонала является выбор источника и метода подбора претендентов.

Различают внутренний и внешний источники подбора персонала. Внутренний источник – это персонал, который уже работает в данной организации. Внешний источник – это кандидаты с внешнего рынка труда.

При использовании внутреннего источника применяются такие методы подбора персонала, как внутренний конкурс, ротация и резерв кадров. С целью проведения внутреннего конкурса Служба управления персоналом информирует всех работников организации об открывшихся вакансиях, требованиях, предъявляемых к кандидатам, условиях проведения конкурса.

С целью информирования сотрудников могут быть использованы доски объявлений, рассылка писем по электронной почте, корпоративные издания, внутренний сайт. Информацию о вакансиях сотрудникам могут передавать руководители структурных подразделений. Подобные объявления целесообразно делать на общих собраниях коллектива и т. п.

Для определения наиболее подходящего кандидата на вакантную должность целесообразно проведение конкурсных испытаний и коллегиальное принятие решения конкурсной комиссией. Ротация кадров, как метод подбора персонала, применяется в основном для категории персонала «руководители».

Ротация предполагает перемещение руководителей в следующих случаях:

  • повышение (или понижение) в должности с соответствующим изменением круга должностных обязанностей и прав;
  • повышение уровня квалификации и поручение руководителю более сложных задач, что не влечет за собой повышения в должности, но сопровождается повышением зарплаты;
  • изменение задач и обязанностей, не вызванное повышением квалификации, не влекущее за собой повышения в должности и роста зарплаты.

Пример: В соответствии с ч. 2 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрена возможность ротации лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротация гражданских служащих осуществляется в целях изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует, посредством последовательной смены его подчиненности и (или) места прохождения гражданской службы. В федеральном органе исполнительной власти разрабатывается перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих и план проведения ротации.

Как отмечает Кибанов А. Я., крупные организации разрабатывают матрицы должностных перемещений, где отражено положение каждого руководителя, его возможные перемещения и степень готовности к занятию следующей должности. Ротация кадров приводит к расширению кругозора, повышению управленческой квалификации и должностному росту работников организации.

Другим методом подбора персонала из внутренних источников является замещение вакантной должности кандидатом из резерва кадров. Кадровый резерв формируют из руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности. Одной из причин формирования кадрового резерва в организации является открытие новых направлений и необходимость в сотрудниках, которые бы отвечали требованиям ее корпоративной культуры и были лояльными к организации.

Пример: В системе гражданской службы созданы федеральный кадровый резерв; кадровые резервы субъектов Российской Федерации; кадровые резервы федеральных государственных органов; кадровые резервы государственных органов субъектов Российской Федерации. Многоуровневая система кадровых резервов позволяет отбирать и оперативно назначать на вакантные должности наиболее подготовленных для их замещения кандидатов.

Для подбора персонала из внутренних источников Служба управления персоналом разрабатывает схемы квалификационно-должностного перемещения сотрудников и программы управления карьерой работников. Одной из разновидностей использования внутреннего источника подбора персонала является «рекомендательный» рекрутинг, т. е. опрос знакомых и родственников.

Пример: В компании Bain & Company Ukraine (стратегический консалтинг) программа «Приведи друга» предусматривает, что несколько раз в год сотрудники имеют возможность порекомендовать своих друзей и знакомых для работы в компании. В случае успешного прохождения кандидатом на должность процедуры отбора и испытательного срока сотрудникам, которые порекомендовали кандидатов, выплачивается вознаграждение.

Основными преимуществами подбора персонала «по рекомендациям» являются низкая трудоемкость, экономичность, лояльность будущих сотрудников к организации, их быстрая адаптация в трудовом коллективе. Основной областью применения рекомендательного рекрутинга является поиск кандидатов на стартовые позиции.

Использование внешних источников подбора персонала предусматривает поиск кандидатов на вакантную должность на внешнем рынке труда. Эффективность подбора персонала из внешних источников во многом определяется брендом организации как работодателя на рынке труда.

Пример: ОАО «Лукойл» стремится иметь стабильный статус «предпочтительного работодателя» в глазах людей, готовых и способных принести максимальную пользу, как уже работающих в Компании, так и тех, которых Компания стремится привлечь. Для привлечения «лучших из лучших» Компания будет:

постоянно отслеживать тенденции на рынках труда стран и регионов присутствия Компании, а также действия компаний-конкурентов с тем, чтобы своевременно корректировать политику для поддержания имиджа и статуса Компании как «предпочтительного работодателя»;

проводить целенаправленную политику продвижения корпоративного бренда на рынке труда, информировать как потенциальных кандидатов, так и работников Компании о целях, задачах, ценностях, приоритетах и возможностях, предоставляемых ей своим работникам.

Основными методами подбора персонала из внешнего источника являются публикация объявлений о вакансиях в средствах массовой информации, обращение в государственные центры занятости населения, кадровые агентства, использование интернет – технологий, лизинг персонала, работа с «самопроявившимися» кандидатами.

Объявление о вакансии в средствах массовой информации.

Выделяют два основных вида печатных изданий по поиску работы: обычные и специальные, полностью посвященные рекламе вакансий (например, «Работа для вас», «Работа и учеба», «Работа и зарплата»).

Для подбора специалистов среднего звена целесообразно размещать объявления в бизнес-изданиях; для подбора малоквалифицированных работников – в местной прессе или информационных изданиях, специально предназначенных для ищущих работу.

Специалисты сформулировали основные требования к составлению объявления о текущей вакансии. Объявление должно отражать:

  • название компании, информацию о ней;
  • описание рода деятельности в терминах, понятных предполагаемой аудитории;
  • характер предполагаемой работы;
  • требуемую квалификацию и необходимый опыт;
  • диапазон оплаты и дополнительные льготы;
  • форму подачи заявки (резюме);
  • конечный срок (если он существует) подачи заявок;
  • контакты.

Чтобы объявление о вакансии в печатных изданиях привлекло внимание претендентов, оно должно быть кратким, хорошо написанным, стимулировать «подходящих» людей к подаче заявлений, а также препятствовать их подаче нежелательными лицами [2].

Пример: Елена Майорова, руководитель службы персонала компании «АРТ-Билдинг», E-xecutive.ru, отмечает следующие ограничения при публикации объявления:

  • в объявлении не следует указывать взаимоисключающие понятия, касающиеся черт человеческой личности (лидерство и исполнительность, амбициозность и скромность…);
  • объявление о вакансии должно составляться на основе разработанной в компании модели компетенций должности;
  • эмоции и чувства не должны присутствовать в объявлениях о вакансии;
  • для соискателя вербальный анализ текста вакансии может сказать очень многое о компании. Не стоит заниматься «украшательством» – кого позвали в объявлении, тот и придет.
  • указание в объявлении размера заработной платы – один из элементов первичного отбора кандидатов. Не стоит слишком высоко поднимать планку или, наоборот, занижать ее.

Следует отметить, что объявление в печатных изданиях не должно противоречить законодательству.

Трудовой кодекс РФ не допускает прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом). Однако на практике большое количество объявлений работодателей о вакансиях носит дискриминационный характер (чаще всего по признакам возраста и пола).

Пример: Центр социально-трудовых прав в 2013 году провел социологическое исследование, с помощью которого выяснил масштабы трудовой дискриминации в России. Проанализировав 3513 объявлений в специализированных изданиях о найме персонала в Москве, Самаре, Кемерово было показано, что в них содержались требования к возрасту претендентов (возрастная дискриминация) – в 44 % объявлений, к полу претендента – в 29 %, к стажу работы – в 19 %.

«Бегущая» строка на телевидении. Размещение объявления о вакансии в «бегущей» строке телевидения имеет ряд преимуществ перед традиционной публикацией объявления в печатных средствах массовой информации: широкий охват аудитории и оперативность. Однако, эффективность использования данного метода подбора персонала во многом зависит от выполнения ряда требований.

  • Во-первых, так как объявление находится в постоянном движении, оно должно быть лаконичным и понятным: 15–20 слов основной информации, интересующей соискателей (вид деятельности, название организации, вакансия, заработная плата, район работы, условия, контакты).
  • Во-вторых, необходима интересная форма подачи материала.
  • В-третьих, необходим оптимальный выбор подходящего времени размещения объявления, когда максимальное количество людей проводит время в домашней обстановке перед телевизором.

Как показывает практика, наиболее эффективно применение данного метода при массовом и региональном подборе персонала, а также при поиске рядовых низко- и среднеквалифицированных сотрудников.

Специализированные интернет-сайты

Одним из самых распространенных методов подбора персонала являются специализированные интернет-сайты. Они представляют собой базу данных вакансий и резюме. Ищущие работу могут внести сведения о себе в специальные формы, оставить резюме или провести самостоятельный поиск по тематическим разделам. Работодатели имеют полный доступ к базе данных (покупают право поиска информации по отдельным позициям, по разделу в целом, по всей базе резюме).

По данным исследования интернет-портала о кадровом менеджменте «HRM.ru», самыми популярными сайтами для поиска работы среди соискателей являются: Headhunter (headhunter.ru), Superjob (superjob.ru), Работа-ру (Rabota.ru), Job-ru (job.ru), Зарплата-ру (zarplata.ru).

Следует отметить, что интернет-сайты рассчитаны на разную целевую аудиторию, например, Headhunter ориентирован на специалистов и руководителей среднего и высшего звена, а Superjob – на позиции начального уровня и рабочий персонал. Как показывает практика, основная часть соискателей – специалистов и руководителей с высшим образованием – ищет работу с помощью специализированных сайтов по поиску работы.

Социальные сети

В последние годы при подборе сотрудников активно используют социальные сети, которые дают возможность найти нужных людей требуемого профиля на основе поисковых запросов по определенным параметрам и связаться с ними. Как отмечает Валинуров И., президент Корпорации кадровых агентств Business Connection (г. Москва), численность ежедневной аудитории четырех самых популярных в России социальных сетей («В Контакте», Facebook, «Одноклассники» и «Мой мир») превышает 66 млн. человек. Следует отметить, что для подбора персонала могут использоваться только те социальные сети, в которых пользователи «представляют себя «настоящих» и не выдают себя за кого-то другого».

По мнению специалистов, наиболее удобной сетью для поиска специалистов с опытом работы является Facebook, где зарегистрировано большое количество людей с опытом работы, есть удобные способы размещения объявлений и общения с кандидатами.

Сеть «В Контакте» может быть использована при подборе кандидатов при условии, что у бренда организации есть активная страница с высоким уровнем пользовательских откликов и количеством подписчиков не менее тысячи.

В социальной сети «Одноклассники» можно осуществлять поиск кандидатов по таким характеристикам, как «образование», «год выпуска» и «учебное заведение».

Для подбора «элитарных» кадров может быть использована социальная сеть Linkedin – зарубежный ресурс, на котором зарегистрировано много специалистов со свободным знанием английского языка и опытом работы в международных компаниях.

Специалисты сформулировали основные правила работы менеджера по подбору персонала с использованием социальных сетей:

  • фотография: желательно видеть настоящую фотографию, а не нарисованный аватар;
  • список друзей: вызывают сомнения двойники звезд типа Майкла Джексона в списке друзей;
  • манера писать: недопустимы мат и агрессия, презрительное отношение к предыдущему работодателю;
  • сфера интересов: нежелательно, когда пользователь дает советы по всем вопросам (от финансовых вопросов до брендинга), или все его записи посвящены одной теме. Адекватные кандидаты пишут не только про свои увлечения, но и про работу, семью, друзей;
  • частота общения: если пользователь публикует пост каждые пять минут или даже час в рабочее время, то трудно говорить об эффективности его работы.

Основными преимуществами подбора персонала через социальные сети являются экономичность (оплачивается только время менеджера по подбору), быстрый и прямой доступ к кандидатам, возможность оценить личностные качества потенциального сотрудника [6].

Сайт организации

Размещение информации о вакансии на сайте организации относится к пассивным методам подбора персонала. Однако, несомненным преимуществом данного метода является подбор кандидатов, мотивированных работать именно в данной организации. Данный метод, как правило, применяют крупные компании, сайты которых посещаются большим числом пользователей Интернета.

Пример: На официальном сайте компании «Procter & Gamble» размещена информация об имеющихся вакансиях и форма стандартной заявки, которую должен заполнить кандидат. Заявка содержит персональные данные кандидата, такие как фамилия. имя, отчество, адрес проживания, номер телефона, адрес электронной почты.

Пример: Доступный всем желающим карьерный интернет-портал Группы ВТБ (www.vtbcareer.com), помимо стандартных рекомендаций и обзоров, содержит материалы о конкретных позициях, истории успеха сотрудников Группы ВТБ и советы потенциальным соискателям от первых лиц компаний Группы.

Высшие и средние профессиональные образовательные учреждения.

Основными методами подбора персонала из учебных заведений является организация производственной и преддипломной практики студентов, по результатам которой лучшие студенты получают предложение о трудоустройстве. Эффективным методом рекрутирования студентов является проведение организацией презентаций и специальных выставок в учебных заведениях, участие в ярмарках вакансий.

В крупных отечественных и западных организациях разрабатываются специальные программы работы со студентами с целью их привлечения на работу.

Пример: Программа работы со студентами в международной компании Deloitte

Государственные центры занятости населения.

Работа по подбору персонала в государственных центрах занятости населения (ЦЗН) регулируется «Административным регламентом по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 г. № 513. Гражданин лично обращается в ЦЗН и представляет необходимые документы. На основании заполненного заявления-анкеты сотрудник ЦЗН вносит данные о гражданине в регистр получателей государственных услуг и осуществляет поиск подходящей работы с использованием автоматизированного банка данных, содержащего сведения о свободных рабочих местах. Сведения о гражданине, имеющиеся в регистре получателей государственных услуг, могут быть предоставлены (с согласия гражданина) работодателю с целью подбора подходящей кандидатуры для замещения вакантной должности.

В настоящее время в Российской Федерации создан Единый банк вакансий свободных рабочих мест (вакантных должностей) как на федеральном, так и на территориальном уровнях.

Следует отметить, что Центры занятости населения, как правило, используются организациями для привлечения работников низового звена.

Кадровые агентства.

Кадровое агентство – организация, оказывающая информационно-консультационные услуги по подбору и отбору персонала для работодателя.

Кадровое агентство является профессиональным посредником между соискателем и работодателем на рынке труда. Наряду с термином «кадровое агентство» также широко используются термины «рекрутинговое агентство», «агентство по подбору персонала».

В настоящее время в России существуют около 2000 кадровых агентств. К услугам кадровых агентств при подборе персонала обращаются около 70 % организаций, включая государственные компании.

Кадровые агентства можно классифицировать по ряду признаков.

По уровню подбираемого персонала:

  • подбор персонала высшего звена (executive search);
  • подбор персонала среднего звена (management selection);
  • массовый подбор (mass recruitment).

По отраслевой специализации:

  • подбор персонала для организаций определенного вида экономической деятельности, например, для банковского сектора, промышленности и т. д.;
  • подбор персонала для организаций нескольких отраслей.

По географии деятельности:

  • локальный подбор;
  • региональный подбор;
  • подбор иностранной рабочей силы.

По типам найма:

  • подбор персонала на постоянную занятость;
  • подбор персонала на временную занятость (лизинг персонала).

Стоимость услуг кадровых агентств по подбору персонала зависит от уровня подбираемого персонала, от требований, предъявляемых заказчиком, ситуации на рынке труда и, как правило, варьируется от суммы месячного оклада подбираемого работника до 30–35 % его годового дохода. Услуги кадрового агентства оплачивает компания-работодатель.

Каждый источник и метод подбора персонала имеет свои достоинства и недостатки (табл. 5).

Правильный выбор источника и метода подбора претендентов на должность позволяет обеспечить достаточное число обращений со стороны потенциальных и наиболее подходящих кандидатов на должность.

Третьим этапом подбора персонала является прием заявительных документов. Как правило, кандидаты на вакантные должности предоставляют резюме или заполняют специальные анкеты, разработанные в организациях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)