Искусство Древнего Египта

Египетская письменность, изобретенная более 5000 лет назад, представляла собой употребление рисунков в виде знаков. «Некоторые знаки обозначали звуки, другие — идеограммы и целые слова, третьи — целые классы объектов, к которым принадлежало слово».

А. Кребер говорит о трех стадиях развития письменности. Первая — изобразительное письмо. Следующая — стадия ребуса, когда рисунки используются для обозначения звуков, смыслов и вещей (скажем, рисунок медведя может изображать само животное, идею силы или звук «медведь»).

Третья стадия — фонетическая, когда знак изображает только звук. Египтяне дошли до второй стадии. Нет ничего удивительного в том, что самая древняя письменность менее абстрактна и ближе к рисунку. Это показывает генезис письменности.

Египтяне писали иероглифами. В буквальном переводе слово «иероглиф» означает «священные письмена», так как вначале письменность воспринималась как нечто священное и использовалась в религиозных целях.

Из иероглифического письма образовалась скорописная форма — иеротическое письмо. Изобретение письменности создало основу для политического объединения Египта в единое государство, что, в свою очередь, вело к развитию целостной мифологической системы и единого стиля в архитектуре и изобразительном искусстве.

Письменность возникла и ценилась помимо ее практического значения также потому, что сохранение имени даже в чьей-то памяти означало сохранение личности после смерти, а это желание было главным в египетской культуре.

«Человек угасает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с земли. Но писания заставляют вспоминать его устами тех, кто передает это в уста других».

В эйфории письменности сам факт письма окружался ореолом. Писцы пользовались таким почетом, какого эта профессия никогда позже не имела, и принадлежали к высшему слою общества. Вот каких возвышенных тонов достигает «Прославление писцов»:

«Их пирамиды — книги поучений, Их дитя — тростниковое перо,

Их супруга — поверхность камня».

В одном из рассказов отец говорит сыну, поощряя его учиться: «Писец в Египте… поважнее фараона… Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник» . Несомненно значение подобной профессии в централизованном бюрократическом государстве. И все же так могли относиться к письменному слову только в культуре, в которой оно возникло.

Лишь постепенно отношение к письменности подходило к настоящему.

Вико пишет об одном английском законе, по которому присужденный к смерти, если он умел писать, оставлялся в живых. Во многих языках слово «грамотный» рассматривалось как синоним слов «ученый», «знающий».

И в русском языке слово «грамотный» до сих пор сохраняет это как одно из значений. В ХIХ в. Т. Карлейль писал: «Выражать незримую мысль, существующую в человеке посредством написанных букв, — это величайшее изобретение, какое только сделал когда-либо человек. Это в некотором роде вторая речь».

Писали египтяне на папирусе, керамике и камне тонкими тростинками, расплющенными или разжеванными с одного конца в виде кисточки, обычно черной твердой краской, сделанной из сажи, которую разводили водой. Использовались красивые иероглифы-рисунки и иеротическая скоропись.

К древнейшим относятся тексты, которые высекали на стенах пирамид. Тексты пирамид представляли собой магические заговоры, призванные помочь преодолеть опасности, подстерегающие душу на ее пути к Земле Вечности, и обеспечить благоприятную жизнь в ней.

Тексты пирамид сменились Текстами саркофагов. Знатные люди в своих гробницах описывали и изображали свои деяния. Это обязывает. Надо думать о том, что будешь писать и что будут читать о тебе после смерти. Около 3600 лет назад на основе Текстов пирамид и Текстов саркофагов была составлена записанная на папирусных свитках так называемая «Книга мертвых».

Египтянам принадлежат древнейшие в мире сказки. «Так вот, если мужествен, овладей собой!» — советовал добрый змей в самой древней сказке «Потерпевший кораблекрушение», которой 4000 лет. Многие сюжеты, хорошо известные по сказкам разных народов, — кораблекрушения, троянский конь и т.д. — первоначально встречаются в Древнем Египте.

В Египте существовали жанры любовной лирики, гимна, молитв и заклинаний, но не было драмы, эпоса и исторических сочинений. «Поскольку он, царь, был единственным посредником и связующим звеном между людьми и богами, мотив героя, вторгающегося в мир богов, чужд египетской мифологии».

Египтяне очень любили музыку. Флейта, арфа и гобой появились в эпоху пирамид.

Искусство Древнего Египта строго подчинялось канонам, что понравилось Платону, оставившему в своем идеальном государстве только египетское искусство.

Недаром египтянам принадлежит слово «манерос», обозначающее соблюдение умеренности во всем. Постоянство канонов египетской культуры, ее неизменность на протяжении долгого времени объясняется относительной изоляцией, отдаленностью от других культурных центров.

Самые знаменитые архитекторы Древнего Египта: Имхотеп, которому принадлежит первая в истории пирамида царя Джосера из третьей династии (Древнейший период), послужившая образцом для подобных сооружений (он был также врачом, за что древние греки отождествили его со своим богом Асклепием); Аменхотеп, живший на 1000 лет позже и создавший Луксорский храм и обелиски Мемнона; Сенмут, автор погребального храма царицы Хатшепсут в Деир-Эль-Бахри.

Ранние пирамиды были ступенчатыми, на более поздних ступени заполнялись и стены делались гладкими. Почему пирамиды имели такую форму и высоту?

Одно из объяснений заключается в том, что пирамиды были символами восхождения в область Ра, куда надеялся попасть умерший царь. Ступенчатая пирамида напоминает лестницу, а гладкие склоны — наклонные лучи солнца.

Помимо пирамид строились гробницы в скалах и в виде обычных домов порой с подземными погребальными камерами и поминальными храмами отдельно (не путать с храмами, в которых почитались боги, хотя иногда царские поминальные храмы также служили домами богов).

Во времена Второго переходного периода сформировалась классическая форма гроба — деревянный со множеством надписей и рядами сценок или фигурок богов. Во времена Тутанхамона у царей было три гроба, вставленных один в другой, и они помещались в каменный саркофаг.

Большая часть произведений искусства Древнего Египта имела утилитарную функцию и служила тому, чтобы мертвый имел в загробном мире все вещи и удовольствия, которые изображались в росписях гробниц. Здесь подтверждение того, что искусство обязано своим происхождением магии.

Древнеегипетское искусство служило в основном загробным целям. В основе его лежит вера (а скорее тяга) к вечности.

Канон искусства был выработан в середине 2-го тысячелетия до н.э. В египетском рисунке отсутствует перспектива. Лицо и ноги изображались в профиль, а глаза и плечи — анфас. Так проще. Еще одно объяснение исходит из того, что такие изображения полнее, что требуется для магических целей наиболее подробного изображения предмета.

Египетские статуи тоже следуют канону. Они фронтальны и квадратны, т.е. почти все линии параллельны или находятся под прямым углом (особенно квадратно сидящая скульптура, одна из наиболее распространенных).

Вторая черта египетской скульптуры — отсутствие узнаваемости, индивидуальности изображенного человека.

Одно из самых знаменитых произведений искусства Древнего Египта — бюст Нефертити — найден при раскопках в Амарне, городе, в который на недолгий срок своего царствования перенес столицу Эхнатон, в мастерской скульптора Тутмоса.

Следует сказать, что в правление Эхнатона искусство отходит от жестких канонов и следует так называемому принципу «маат», что значит «правда», а специалистами по египетскому искусству трактуется как «искренность» (сейчас сказали бы «реализм»).

Этот период в развитии искусства называется амарнским. После смерти Эхнатона при Тутанхамоне, знаменитом сокровищами своей гробницы, обнаруженными в начале ХХ в., столицей опять стали Фивы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)